Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Осипенко Г.Е., поданную на решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 12 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Байсад-Кашира",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 12 декабря 2019 года ОАО "Байсад-Кашира" (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Осипенко Г.Е. просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Законный представитель ООО "Байсад-Кашира" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания по делу в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не заявил.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правоотношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (действовавшим на момент выявления административного правонарушения и привлечения Общества к административной ответственности).
Согласно п. 5 пп. б, в, г, к, л, у, ф данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах назначенных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) назначенного ресурса); принятие в соответствии с техническими регламентами мер по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объектах, предусмотренных обоснованиями безопасности указанных технических устройств, а также мер по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; применение на объектах технических устройств, соответствующих требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"; наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной
власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта; наличие внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Постановлением Правительства РФ N 263 от 10.03.1999 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее соответственно - эксплуатирующая организация, производственный контроль).
В силу п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 542 от 15.11.2013 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (действовавших на момент выявления правонарушения).
Согласно п. 9 данных правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
Эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил (п. 4 Правил) безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Приказом Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору N 538 от 14.11.2013 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (действовавшими на момент выявления правонарушения), которые устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности.
Согласно п. 6 данных Правил техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения (п. 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности).
Приказом Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору N 116 от 25.03.2014 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (действовавшие на момент выявления правонарушения).
Настоящие Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0, 07 мегапаскаля (МПа): а) пара, марка автомобиля (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C); в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0, 07 МПа, а также предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее - ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением.
В силу пп. в п. 201 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением при наладочных работах проводят проверку измерительных приборов, настройку и проверку работоспособности систем автоматизации, сигнализации, защит, блокировок, управления, а также регулировку предохранительных клапанов.
Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо, в том числе, утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП (пп. д п. 218 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Согласно п. 244 названных Правил перед каждым манометром должны быть установлены трехходовой кран или другое аналогичное устройство для продувки, проверки и отключения манометра. Перед манометром, предназначенным для измерения давления пара, кроме того должна быть сифонная трубка внутренним диаметром не менее 10 мм. На котлах с рабочим давлением 4 МПа и более должны быть установлены запорные устройства, позволяющие отключать манометр от котла, обеспечивать сообщение его с атмосферой и производить продувку сифонной трубки.
Эксплуатирующая организация должна обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта.
Растопка котла из различных тепловых состояний должна быть выполнена в соответствии с графиками пуска, составленными на основе руководства (инструкции) по эксплуатации завода-изготовителя и результатов испытаний пусковых режимов (п. 258 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Поверхности нагрева котельных установок с газовой стороны должны содержаться в эксплуатационно чистом состоянии путем поддержания оптимальных режимов и применения механизированных систем комплексной очистки (паровые, воздушные или водяные аппараты, устройства импульсной очистки, виброочистки, дробеочистки). Предназначенные для этого устройства, а также средства дистанционного и автоматического управления ими должны быть в постоянной готовности к действию (п. 267 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Внутренние отложения из поверхностей нагрева котлов должны быть удалены при водных отмывках во время растопок и остановок или при очистках. Способы очистки указывают в руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Периодичность химических очисток должна быть определена руководством (инструкцией) по эксплуатации с учетом результатов количественного анализа внутренних отложений (п. 283 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Режим расхолаживания котлов после остановки при выводе их в ремонт должен быть определен руководством (инструкцией) по эксплуатации. Расхолаживание котлов с естественной циркуляцией тягодутьевыми машинами разрешается при обеспечении допустимой разности температур металла между верхней и нижней образующими барабана. Допускаются режимы с поддержанием и без поддержания уровня воды в барабане. Расхолаживание прямоточных котлов можно осуществлять непосредственно после остановки (п. 288 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Подпитка сырой водой котлов, оборудованных устройствами для докотловой обработки воды, не допускается. В тех случаях, когда проектом предусмотрена в аварийных ситуациях подпитка котла сырой водой, на линиях сырой воды, присоединенных к линиям умягченной добавочной воды или конденсата, а также к питательным бакам, должны быть установлены по два запорных органа и контрольный кран между ними. Во время нормальной эксплуатации запорные органы должны находиться в закрытом положении и быть опломбированы, а контрольный кран - открыт. Каждый случай подпитки котлов сырой водой должен фиксироваться в журнале по водоподготовке (водно-химическому режиму) с указанием длительности подпитки и качества питательной воды в этот период. При этом котлы должны работать на сниженных температурных параметрах с температурой теплоносителя на выходе из котла не более 60 °C (п. 293 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Докотловая и внутрикотловая обработка воды, регулирование качества воды осуществляются по инструкциям и режимным картам по ведению водно-химического режима, разрабатываемым наладочными организациями, и должны обеспечивать качество питательной, котловой, подпиточной и сетевой воды в соответствии с нормами, установленными разработчиком проектной документации, изготовителем котла и приложением N 3 к настоящим ФНП. Эксплуатация установок докотловой обработки воды осуществляется по производственным инструкциям, разработанным на основании руководств (инструкций) по эксплуатации организаций - изготовителей установок с учетом требований проектной и технологической документации. Инструкции и режимные карты должны быть утверждены руководителем эксплуатирующей организации и находиться на рабочих местах персонала (п. 294 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Периодичность очистки поверхностей нагрева должна быть регламентирована графиком или руководством (инструкцией) по эксплуатации. На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, в который ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла вносит сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку. Замена труб, заклепок и подвальцовка соединений труб с барабанами и коллекторами должны отмечаться на схеме расположения труб (заклепок), прикладываемой к ремонтному журналу. В ремонтном журнале также отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама и все дефекты, выявленные в период ремонта (п. 298 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны быть произведены только по письменному разрешению (наряду-допуску), выдаваемому в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации (п. 301 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
В эксплуатирующей трубопроводы организации должны вести ремонтный журнал, в который за подписью лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, должны вносить сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимости внеочередного технического освидетельствования. Сведения о ремонтных работах, вызывающих необходимость проведения внеочередного освидетельствования трубопровода, о материалах, использованных при ремонте, а также сведения о качестве сварки должны быть занесены в паспорт трубопровода (п. 345 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Ответственный за исправное состояние, безопасную эксплуатацию оборудования обязан проводить наружный и внутренний осмотры котла перед началом проведения и после окончания планового ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев (если нет иных указаний по срокам проведения в руководстве (инструкции) по эксплуатации), а также проводить гидравлическое испытание рабочим давлением каждый раз после вскрытия барабана, коллектора или ремонта котла, если характер и объем ремонта не вызывают необходимости проведения внеочередного технического освидетельствования (п. 372 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, проводит уполномоченная специализированная организация. Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года, если иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации. В случае если проектом трубопроводов тепловых сетей предусмотрено наличие системы оперативного дистанционного контроля (ОДК) их состояния в процессе эксплуатации, периодичность проведения их технического освидетельствования специализированной организацией может быть увеличена на срок не более 5 лет при условии поддержания системы ОДК в исправном состоянии и проведения технического освидетельствования эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями пункта 399 настоящих ФНП (п. 398 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования совместно с ответственным за производственный контроль должны проводить осмотр трубопровода перед проведением и после окончания планового ремонта, но не реже 1 раза в 12 месяцев (если нет иных указаний по срокам проведения в руководстве (инструкции) по эксплуатации), а также если характер и объем ремонта не вызывают необходимости внеочередного освидетельствования (п. 399 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Также согласно п. 411 Правил оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, по истечении срока службы, расчетного ресурса или при превышении количества циклов нагрузки оборудования, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела ** г. в отношении ОАО "Байсад-Кашира", осуществляющего на основании лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, деятельность, связанную с эксплуатацией технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах должностными лицами Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что сети газопотребления ОАО "Байсад-Кашира" N ** и сеть газопотребления N *** отнесены к III классу опасности. При эксплуатации данных опасных производственных объектов Обществом допущены нарушения вышеуказанных требований промышленной безопасности, условий лицензии при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** допускается эксплуатация технических устройств (задвижки 2 шт.), установленных на наружном газопроводе высокого давления, протяженностью 150 п.м, не прошедших экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке (срок службы технических устройств превышает двадцать лет);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств, установленных на внутреннем газопроводе котельной (срок службы технических устройств превышает двадцать лет);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не проведена экспертиза промышленной безопасности 2-х газовых горелок, установленных на паровом котле ** ** (срок службы технических устройств превышает двадцать лет);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не проведена экспертиза промышленной безопасности газовой горелки, установленной на паровом котле ** (срок службы технического устройства превышает двадцать лет);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств, установленных в ГРУ котельной (срок службы технических устройств превышает двадцать лет);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном состоянии, а именно: не прошли очередную метрологическую поверку согласно установленного заводом-изготовителем межповерочного интервала в 12 месяцев 7 манометров давления марка автомобиля, установленных в ГРУ котельной, о чем свидетельствует отсутствие действующего клейма и свидетельства о поверке;
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном состоянии, а именно: не прошел очередную метрологическую поверку согласно установленного заводом-изготовителем межповерочного интервала в 12 месяцев 1 манометр давления марка автомобиля, установленный на паровом котле ДЕ-4, 0-14, о чем свидетельствует отсутствие действующего клейма и свидетельства о поверке;
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N ** не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих сеть газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку сигнализаторы загазованности установленные в котельной (межповерочный интервал - 12 месяцев);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N *** не проведена экспертиза промышленной безопасности здания котельной (отсутствие в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания);
- на опасном производственном объекте сеть газопотребления N *** не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих сеть газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку сигнализаторы загазованности установленные в котельной (межповерочный интервал - 12);
- перед манометрами, установленными на котлах **), зав. N **, peг. N **, **), зав. N **, peг. N **, входящих в состав ОПО сети газопотребления N ** не установлены трехходовой кран или другое аналогичное устройство для продувки, проверки и отключения манометра. Перед манометрами, предназначенными для измерения давления пара не установлена сифонная трубка внутренним диаметром не менее 10 мм;
- с ** в ОАО "Байсад-Кашира" не проводится техническое освидетельствование котла ***, зав. N **, peг. N **, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N ** ответственным за исправное состояние, безопасную эксплуатацию оборудования в объеме наружного и внутреннего осмотра перед началом проведения и после окончания планового ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев;
- допуск людей внутрь котлов, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котов производятся без письменного разрешения (наряда-допуска). Порядок выдачи нарядов-допусков в ОАО "БАЙСАД-Кашира" не установлен распорядительными документами;
- с ** не проводится техническое освидетельствование котла **, зав. N **, peг. N ** входящего в состав ОПО сеть газопотребления N ** ответственным за исправное состояние, безопасную эксплуатацию оборудования в объеме наружного и внутреннего осмотра перед началом проведения и после окончания планового ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев;
- допускается эксплуатация без проведения экспертизы промышленной безопасности трубопровода пара peг. N **, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N ** по истечении срока службы **, (ввод в эксплуатацию **, срок службы указанный в паспорте - 17 лет);
- с ** не проводится техническое освидетельствование трубопровода пара peг. N **, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N ** ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода совместно с ответственным за производственный контроль перед проведением и после окончания планового ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев;
- допускается эксплуатация без проведения экспертизы промышленной безопасности парового котла **), зав. N **, peг. N ** с экономайзером, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N *** (по превышению наработки поверхностями нагрева 25.000 часов, указанных в паспорте котла);
- допускается эксплуатация без проведения экспертизы промышленной безопасности парового котла **), зав. N ***, peг. N ** с экономайзером, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N *** (по превышению наработки поверхностями нагрева 25.000 часов, указанных в паспорте котла);
- с ** не проводится техническое освидетельствование трубопровода пара peг. N **, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N *** ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода совместно с ответственным за производственный контроль перед проведением и после окончания планового ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев;
- с ** не проводится периодическое техническое освидетельствование трубопровода пара peг. N **, входящего в состав ОПО сеть газопотребления N ** peг. N ** уполномоченной специализированной организацией. Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года (иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации);
- не заведены ремонтные журналы на котлы **, зав. N **, peг. N 2265; ***, зав. N **, peг. N **; **, зав. N ***, peг. N **; **), зав. N **, peг. N **, в которые ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов должен вносить сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку. Замена труб, заклепок и подвальцовка соединений труб с барабанами и коллекторами должны отмечаться на схеме расположения труб (заклепок), прикладываемой к ремонтному журналу. В ремонтном журнале также отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама и все дефекты, выявленные в период ремонта;
- ОАО "Байсад-Кашира", эксплуатирующей трубопроводы пара peг. N **, peг. N **, не заведены ремонтные журналы трубопроводов, в которые за подписью лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, должны вносить сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимости внеочередного технического освидетельствования;
- при проведении наладочных работ в 2018 году на котлах **), зав. N ***, peг. N **, **), зав. N **, peг. N **, входящих в состав ОПО сеть газопотребления N *** не определены настройки системы автоматизации, сигнализации, защит, блокировок, а именно: не определены верхние и нижние аварийные уровни воды в барабанах котлов, (отсутствует информация в картах настройки автоматики безопасности);
- в котельной по адресу: адрес предусмотрена в аварийных ситуациях подпитка котлов **, зав. N ***, peг. N **, **), зав. N **, peг. N ** сырой водой, при этом на линии сырой воды, присоединенной к питательным бакам, не установлены по два запорных органа и контрольный кран между ними;
- в котельной с котлами **), зав. N ***, peг. N **, **, зав. N **, peг. N ** по адресу: адрес отсутствуют инструкции и режимные карты разработанные наладочной организацией по ведению водно-химического режима котлов, докотловой и внутрикотловой обработки воды, регулирование качества воды;
- инструкция по эксплуатации паровых котлов **), зав. N ***, peг. N **, **), зав. N **, peг. N **, входящих в состав ОПО сеть газопотребления N *** не содержит сведений о периодичности очистки поверхностей нагрева котлов (график отсутствует), периодичности химических очисток котлов, режиме расхолаживания котлов после остановки при выводе их в ремонт, растопке котлов из различных тепловых состояний; а также содержит ссылки на недействующие нормативные документы;
- не утвержден перечень нормативных документов, применяемых для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением".
Указанные действия ОАО "Байсад - Кашира" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении плановой выездной проверки копией лицензии; актом проверки; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом, судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Байсад - Кашира" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы совокупность имеющихся в материалах дела с достаточной очевидностью свидетельствует о том, что ОАО "Байсад-Кашира" эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Обстоятельств, опровергающих основанные на перечисленных выше доказательствах, выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности совершения Обществом выявленных в ходе проверки нарушений, в жалобе защитником не приведено. Убедительных и достоверных доказательств, ставящих под сомнение доказанность по делу совершения ОАО "Байсад-Кашира" выявленных в ходе проведения проверки нарушений к жалобе также не представлено.
При таких обстоятельствах приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение наличие в действиях ОАО "Байсад-Кашира" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, указанными в ст. 3.1 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям ОАО "Басад-Кашира" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств они пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и его виновности.
Принцип презумпции невиновности по делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ОАО "Байсад-Кашира" не усматривается.
Срок давности и порядок привлечения ОАО "Байсад-Кашира" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 12 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Байсад-Кашира" оставить без изменения, жалобу защитника Осипенко Г.Е. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.