Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Детское время" Белоусова Д.Г. на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 04.03.2021, которым ООО "Детское время" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
29.12.2021 юристом управы района Зябликово г.Москвы составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Детское время".
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд законный представитель ООО "Детское время" Белоусов Д.Г. просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Законный представитель ООО "Детское время" не явился, направил защитника Лута С.С, который доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Лута С.С, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.12.2021, ООО "Детское время" вменено нарушение п. 8.2 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности", предусматривающего запрет на посещение детских игровых комнат в торгово-развлекательных центрах.
Судьей районного суда при рассмотрении дела установлено, что 07.12.2020 в 15 час. 51 мин. по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, д.22А ТРЦ "Облака" ООО "Детское время" в нарушение п. 8.3 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности", осуществляло работу детской игровой комнаты в ТРЦ "Облака".
Действия ООО "Детское время" квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Детское время" в совершении административного правонарушения, по мнению суда первой инстанции, подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.12.2020; видеоматериалами; протоколом осмотра места правонарушения; протоколом об административном правонарушении от 29.12.2021.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных заявителем в обоснование своих доводов доказательств, приобщенных к материалам дела.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Пунктами 8, 8.2 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции от 02.12.2020, действовавшей на момент выявления правонарушения) "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" предусмотрено, что с 13 ноября 2020 г. по 15 января 2021 г. включительно приостанавливается посещение гражданами: - детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, за исключением случаев, указанных в пункте 8.3 настоящего указа.
Пунктом 8.3 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции от 02.12.2020, действовавшей на момент выявления правонарушения) "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" установлено, что посещение гражданами театров, кинотеатров, концертных залов допускается при условии одновременного присутствия не более 25 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия, а детских развлекательных развивающих центров, заключивших в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, с Департаментом информационных технологий города Москвы соглашение о взаимодействии при предоставлении информации в государственную информационную систему "Единый центр обработки и хранения данных", - при условии одновременного присутствия не более 25 процентов посетителей от общей вместимости такого центра, обеспечения не менее 12 кв. м общей площади такого центра на одного посетителя, соблюдения требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), установленных Департаментом торговли и услуг города Москвы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения обжалуемого судебного акта послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что ООО "Детское время" в период действия названных норм Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, осуществляло деятельность детской игровой комнаты в торгово-развлекательном центре "Облака".
Вместе с тем принятый по делу судебный акт законным признать нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции от 05.02.2021) "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (п.1.3), установлено, что с 22 января 2021 г. возобновляется п осещение гражданами при условии одновременного присутствия не более 50 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия: - детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
Таким образом, приведенные выше положения п.8.2 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, устанавливающие, в числе иного, прямой запрет на посещение гражданами: - детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, утратили силу.
Вменение судом ООО "Детское время" нарушение требований п.8.3 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ необоснованно, так как объективной стороной выявленного правонарушения являются действия по осуществлению работы детской игровой комнаты в торгово-развлекательном центре в период прямого запрета (п.8.2 Указа).
Также при изучении материалов дела, в т.ч. видеозаписи правонарушения судом установлено, требования п.1.3 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, предусматривающие загрузку не более 50 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия: - детских игровых комнат, также не нарушены, поскольку на момент проверки в детской игровой комнате детей нет.
Согласно материалам дела постановление о назначении административного штрафа ООО "Детское время" не исполнено.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение районного суда, состоявшееся в отношении ООО "Детское время" о привлечении его к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем решении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 04.03.2021, принятое в отношении ООО "Детское время" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.