Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Ходус Ю.А, Судей
Мироновой Н.В, Красновой Н.П, при секретаре
Горине А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полещука "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года, которым административное исковое заявление Полещука "данные изъяты" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Полещук М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которых утверждена актом Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" от 20 марта 2019 года N 48 по состоянию на 14 марта 2019 года в размере 11 977 797 рублей и 5 721 419, 88 рублей соответственно.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил отчет N ЧПО-01-2020 от 26 октября 2020 года, выполненный оценщиком ИП Чернявской А.В, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N определена по состоянию на 14 марта 2019 года в размере 4 220 000 рублей и 2 140 000 рублей соответственно.
Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков, значительно превышающая рыночную стоимость, нарушает его права, необоснованно увеличивая размер земельного налога.
В ходе рассмотрения административного дела определением Верховного Суда Республики Башкортостан назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Партнер" Калабе В.И. по результатам которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N по состоянию на 14 марта 2019 года определена в размере 5 240 000 рублей и 2 570 000 рублей соответственно.
В связи с возникшими сомнениями по установлению рыночной стоимости земельного участка, недостатками в заключении эксперта, судом назначена дополнительная судебная экспертиза эксперту ООО "Партнер" Калабе В.И, по результатам которой рыночная стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N по состоянию на 14 марта 2019 года определена в размере 5 400 000 рублей и 3 350 000 рублей соответственно.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года, административное исковое заявление Полещука "данные изъяты" удовлетворено. Суд постановил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель промышленности и иного специального назначения с кадастровым номером N, общей площадью 14 775 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", вид разрешенного использования: для размещения комплекса дорожного сервиса, для прочих специальных целей, в размере его рыночной стоимости 5 400 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель промышленности и иного специального назначения с кадастровым номером N, общей площадью 8822 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", вид разрешенного использования: для размещения комплекса дорожного сервиса, для прочих специальных целей, в размере его рыночной стоимости 3 350 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 12 ноября 2020 года.
С решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее Министерство) и предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и подлежит отмене. Судом неверно определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, поскольку экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как оно составлено с нарушением Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, а также общей методологии оценки. При определении рыночной стоимости предметов исследования не были применены необходимые корректировки, в качестве объектов аналогов для оценки использованы земельные участки, существенно отличающиеся по элементам сравнения от оцениваемых участков.
В нарушение принципа существенности п. 4 ФСО N 3 и принципа достаточности информации п. 19 ФСО N 1 в заключение эксперта отсутствуют описание улучшений оцениваемых предметов исследования, в результате чего не представляется возможным получить полное представление о предметах исследования и проверить корректность применения подходов и методов к оценке. Для определения наиболее эффективного использования предметов исследования эксперт не проанализировал их основные характеристики, ограничения по использованию, рыночную ситуацию, а также особенности практического использования аналогичных объектов на локальных рынках. Применяя сравнительный подход, экспертом использовались объекты-аналоги, которые не соответствуют по своим характеристикам исследуемым объектам недвижимости: значительное несоответствие площади предмета исследования и объектов-аналогов, а также инфраструктура спорного предмета исследования. Таким образом, итоговая рыночная стоимость спорных земельных участков в заключение эксперта является заниженной и определена экспертом некорректно.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республики Башкортостан -1 июня 2017 года.
Из материалов дела следует, что Полещук М.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N определена актом Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ N на основании удельных показателей, утвержденных Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 1 ноября 2018 года N 1371 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2018 года в составе земель отдельных категорий" по состоянию на 14 марта 2019 года в размере 11 977 797 рублей и 5 721 419, 88 рублей соответственно.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчет N ЧПО-01-2020 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО7, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N определена по состоянию на 14 марта 2019 года в размере 4 220 000 рублей и 2 140 000 рублей соответственно.
В ходе рассмотрения дела с целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Партнер" Калабе В.И.
Согласно заключению эксперта ООО "Партнер" Калабе В.И. N 20.12.62 от 8 декабря 2020 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N по состоянию на 14 марта 2019 года определена в размере 5 240 000 рублей и 2 570 000 рублей соответственно.
В связи с возникшими сомнениями по установлению рыночной стоимости земельного участка, недостатками в заключении эксперта, по ходатайству представителей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" судом назначена дополнительная судебная экспертиза, которая поручена эксперту ООО "Партнер" Калабе В.И.
Согласно заключению дополнительной экспертизы, выполненной ООО "Партнер" N 20.12.62-1 от 25 февраля 2021 года, рыночная стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 5 400 000 рублей и 3 350 000 рублей соответственно.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что заключение дополнительной судебной экспертизы, выполненной ООО "Партнер", N 20.12.62-1 от 25 февраля 2021 года соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Заключение научно обосновано, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки, не имеет противоречий, выводы эксперта сделаны на основе сравнительного анализа, при котором экспертом при проведении исследования использованы четыре аналога земельных участков, из которых аналоги NN 1, 2, 4 расположены аналогично объектам оценки на магистральной автомобильной дороге общегосударственного значения М5 "Урал" Республики Башкортостан, объект-аналог N 3 - на магистральной автомобильной дороге республиканского значения Р 240 Уфа-Оренбург с расчетом корректировки на категорию автодороги; в заключении произведены корректировки по виду передаваемых прав, по площади земельных участков, на интенсивность транспортного потока с применением скидки на торг; весовые коэффициенты аналогов являются равными, что свидетельствует об однородности используемых в исследовании объектов-аналогов; в заключении имеются сведения о квалификации эксперта, проводившего исследования (стаж оценочной деятельности 23 года), который включен в Реестр членов СРО, имеет квалификационный аттестат по оценке недвижимости, а также полис страхования гражданской ответственности эксперта и экспертной организации, в связи с чем у суда первой инстанции не возникло сомнений в правильности или обоснованности заключения эксперта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что экспертное заключение изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки, заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости объектов исследования; некорректно подобраны объекты аналоги, в силу чего итоговая рыночная стоимость земельных участков в заключение эксперта определена с нарушениями, занижена и не является корректной.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может в силу следующего.
Как следует из заключения эксперта, объекты исследования представляют собой земельные участки, относящиеся к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющие вид разрешенного использования: для размещения комплекса дорожного сервиса, для прочих специальных целей; располагающиеся в относительной близости от автомагистрали.
Как следует из заключения экспертизы, рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом к оценке, методом сравнения продаж, основанном на получении стоимости объектов оценки путем сравнения оцениваемых объектов с объектами-аналогами.
В пункте 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 (далее - ФСО N 1), указано, что объект-аналог это объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение дополнительной судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и нормам Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта является ясным и полным, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, выводы эксперта не являются противоречивыми. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта не вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и не занижает итоговую стоимость объектов оценки.
Из исследовательской части заключения эксперта следует, что стоимость объектов оценки определена путем сравнения оцениваемых объектов с другими объектами-аналогами с соответствующим внесением корректировок на различие объектов - аналогов к объектам оценки. Экспертом произведен анализ рынка объектов оценки, подробно описан процесс оценки объектов недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода и отказа от применения доходного и затратного подходов, правильно определен сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки.
При отборе объектов - аналогов эксперт использовал сведения о продаваемых объектах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставим с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
При расчете рыночной стоимости объектов оценки сравнительным подходом экспертом применены корректировки на вид права, на торг, на площадь, на категорию автодороги (интенсивность транспортного потока), поскольку одним из основных критериев коммерческой привлекательности земельных участков, предназначенных для размещения объектов придорожного сервиса, является категория автомобильной дороги, вдоль которой расположен земельный участок и соответственно интенсивность транспортного потока. Объекты исследования и объекты аналоги N 1, 2, 4 расположены на магистральной автомобильной дороге общегосударственного значения М5 "Урал" (категория автодороги N 1), объект аналог N 3 - на магистральной автомобильной дороге республиканского значения Р240 Уфа-Оренбург (категория автодороги N 2).
Принимая о внимание, что объекты исследования являются земельные участки с видом разрешенного использования - "для размещения комплекса дорожного сервиса", корректировка на расположение объектов относительно автомагистрали имеет важное значение, но поскольку объекты исследования и объекты аналоги NN 1, 2, 3, 4 расположены относительно одинаково, в непосредственной близости от автомагистрали, данная корректировка экспертом не применялась.
Судебная коллегия полагает, что подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной дополнительной судебной экспертизой, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется, ходатайств о назначении повторной экспертизы в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.