Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Гайдарова М.Б. и Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Лунинского районного суда Пензенской области от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 15 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Лунинского районного отдела судебных приставов (далее - Лунинский РОСП) Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - УФССП России) Пензенской области Никоновой Н.М, УФССП России по Пензенской области об отмене постановления, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, мнение представителя УФССП России по Пензенской области Замятиной А.В. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в производстве Лунинского РОСП УФССП по Пензенской области находилось исполнительное производство N-ИП, возбужденное 17 октября 2014 года в отношении Новожиловой Т.С, предметом исполнения по которому являлось взыскание с неё в пользу Сотова С.Н. денежных средств в размере "данные изъяты" коп.
При этом, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику указано, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от суммы подлежащей взысканию.
В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный законом срок требований исполнительного документа 27 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем Лунинского РОСП УФССП Пензенской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 мая 2019 года исполнительное производство N-ИП от 17 октября 2014 года окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа
В тот же день на основании постановления судебного пристава-исполнителя Лунинского РОСП УФССП Пензенской области от 27 июня 2018 года о взыскании исполнительского сбора возбуждено исполнительное производство N-ИП о взыскании с Новожиловой Т.С. исполнительского сбора в размере "данные изъяты" коп.
Полагая, что указанными действиями судебного пристава-исполнителя нарушаются её права, как стороны в исполнительном производстве, Новожилова Т.С. обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просила постановление судебного пристава-исполнителя Лунинского РОСП УФССП Пензенской области от 20 мая 2019 года о возбуждении исполнительного производства N-ИП отменить, освободить её от уплаты исполнительного сбора.
Решением Лунинского районного суда Пензенской области от 9 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 15 октября 2020 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Новожилова Т.С. направила 16 апреля 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационную жалобу (поступила 11 мая 2021 года), в которой просила об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Полагает, что судом не принят во внимание факт того, что постановление о взыскании исполнительского сбора на момент возбуждения исполнительного производства не имело юридической силы, поскольку истек срок давности его предъявления.
Указывает, что копию постановления от 27 июня 2018 года о взыскании исполнительского сбора не получала, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Обращает внимание на допущенные судами нарушения норм процессуального права, выразившихся в отказе удовлетворении ходатайства о приобщении доказательств, рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие административного истца и его представителя, не извещенных о дате и времени судебного заседания.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Статьями 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходил из того, что правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства N-ИП о взыскании с Новожиловой Т.С. исполнительского сбора в размере "данные изъяты" коп. не имеется, также не имеется оснований для освобождении её от уплаты исполнительного сбора.
С указанными выводами судов следует согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Частью 16 указанной статьи установлено, что после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июня 2014 года, после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению. В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Законом. Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора.
Срок предъявления не исполненного в рамках основного исполнительного производства постановления о взыскании исполнительского сбора исчисляется с момента окончания основного исполнительного производства, если такое постановление ранее не предъявлялось к принудительному исполнению в качестве самостоятельного исполнительного документа.
Как усматривается из материалов административного дела, действия судебного пристава-исполнителя в полной мере соответствовали вышеизложенным положениям закона.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям должностных лиц службы судебных приставов, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что постановление о взыскании исполнительского сбора не было признано незаконным в установленном законом порядке, а также то, что оно не было исполнено до окончания основного исполнительного производства (N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ), и является самостоятельным исполнительным документом, пришли к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по взысканию с должника исполнительского сбора правомерны.
При этом, установив, что исполнительное производство N-ИП от 17 октября 2014 года окончено только лишь 20 мая 2019 года в связи с его фактическим исполнением, предметом оспаривания является постановление о возбуждении исполнительного производства, а не постановление о взыскании исполнительского сбора, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера исполнительского сбора.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид спорных правоотношений.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность его выводов об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы о необходимости исчисления срока давности исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора с даты его вынесения, исходя из требований ч. 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве и разъяснений, изложенных в пункте 3.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона, так как регулируют порядок предъявления к исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам кассационной жалобы, самостоятельное исполнение постановления о взыскании исполнительского сбора не может быть начато ранее исполнения требований основного исполнительного документа.
Ссылки на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о наличии оснований для отмены апелляционного определения, согласно телефонограмме о судебном заседании 15 октября 2020 года Новожилова Т.С. извещена 30 сентября 2020 года лично.
Статья 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных этим же процессуальным законом. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства; удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ходатайство Новожиловой Т.С. об отложении было рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лунинского районного суда Пензенской области от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.