Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4069/2020 по апелляционной жалобе Г.И.Е, С.М.А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по административному иску Г.И.Е, С.М.А, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Г.Н.И, Г.С.И, Г.З.И. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административных истцов Г.И.Е, С.М.А, их представителя К.В.И. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика администрации Приморского района Санкт-Петербурга - В.Л.Н. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Г.И.Е, С.М.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Г.Н.И, Г.С.И, Г.З.И. обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, после уточнения требований в порядке статьи 46 КАС Российской Федерации, просили признать незаконным решение администрации Приморского района Санкт-Петербурга от "дата" об отказе в принятии истцов и их детей на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истцы просили возложить на администрацию Приморского района Санкт-Петербурга обязанность принять истцов и их несовершеннолетних детей на указанный вид учёта.
В обоснование административного иска истцы ссылались на то обстоятельство, что Г.И.Е. обратился в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением названной районной администрации от "дата" в принятии на учёт было отказано с указанием на то, что истцом не представлены сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
По мнению истцов, районная администрация, при рассмотрении заявления Г.И.Е. необоснованно указала на отсутствие у заявителя, предусмотренного законом срока проживания в Санкт-Петербурге (не менее 10-ти лет), не приняв, при этом, во внимание представленные истцом документы, подтверждающие факт его постоянного проживания в данном субъекте Российской Федерации.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 августа 2020 года, в удовлетворении административного иска Г.И.Е. и С.М.А. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
"дата" Г.И.Е. обратился в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 60-63).
В заявлении указано, что истец занимает одну комнату, площадью 16, 4 кв.м. в трехкомнатной квартире "адрес".
Письмом администрации Приморского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Г.И.Е. уведомлен об отказе в принятии его на указанный вид учёта со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 47).
В качестве обстоятельств, послуживших основанием для применения пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления Г.И.Е, в письме представителем районной администрации указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт его проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришёл к выводу о том, что представленные истцом доказательства в своей совокупности не подтверждают его доводов о проживании в г. Санкт-Петербург в общей сложности не менее 10-ти лет, в связи с чем истец не мог быть принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд.
Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы (пункт 2 части 1).
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
Порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьёй 7 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган: заявление о принятии на учёт; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также иные документы в предусмотренных законом случаях.
Пунктом 2.6.1.1 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", предусмотрено, что для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) гражданином представляется, в том числе, документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ Жилищные агентства; судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, факт постоянного проживания гражданина на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10-ти лет может быть подтверждён только соответствующими документами (справками), выданными органами регистрационного учёта, указанными в Правилах регистрации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, либо в судебном порядке.
При этом Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан не содержит указания на то, на то, что десятилетний срок должен быть непрерывным или на то, что в зачёт установленного законом срока могут включаться только периоды времени, подтверждённые соответствующей регистрацией по месту жительства.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При оценке сведений, указанных органами регистрационного учёта в справках о регистрации гражданина по месту пребывания, и возможности включения таких периодов пребывания в общий десятилетний срок, установленный частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, следует исходить из целей такого пребывания, общего количества периодов и их последовательности. Так, не могут быть включены в десятилетний срок периоды временного пребывания гражданина в городе Санкт-Петербурге, связанные с учёбой, отдыхом, туризмом, лечением, служебной командировкой и т.п, то есть такие периоды, когда нахождение гражданина в г. Санкт-Петербурге, зарегистрированного по месту жительства в ином субъекте Российской Федерации, обусловлено необходимостью решения определённых задач, явно не связанных с намерениями постоянного проживания в г. Санкт-Петербурге.
Согласно справке, заверенной инспектором отдела вселения и регистрационного учёта граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Фрунзенского района" "дата", Г.И.Е. с "дата" по "дата" был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 66).
Свидетельствами о регистрации (форма 3) подтверждается, что Г.И.Е. с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 67, 68).
Согласно отметкам органов регистрационного учёта в паспорте Г.И.Е, последний имел регистрацию по месту жительства по следующим адресам (л.д. 71-72):
"адрес" период с "дата" по "дата";
"адрес" "дата" по "дата";
"адрес" "дата" по настоящее время.
Факт регистрации Г.И.Е. по месту жительства по указанным адресам также подтверждается справками о регистрации (унифицированная форма 9) - л.д. 56, 64, 65.
Общий срок пребывания Г.И.Е. в г. Санкт-Петербурге, согласно приведённым выше справкам, составляет более 10-ти лет. При этом, справка заверенная инспектором отдела вселения и регистрационного учёта граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Фрунзенского района" о регистрации Г.И.Е. по месту пребывания с "дата" по "дата" по адресу: "адрес", а также указанные выше справки о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес", должны были учитываться жилищной комиссией в качестве документов, подтверждающих его постоянное проживание в "адрес", поскольку паспорт гражданина Российской Федерации Г.И.Е, копия которого представлялась на рассмотрение жилищной комиссии, не содержал отметок органов регистрационного учёта, указывающих на то, что последний в упомянутые в справках периоды времени имел регистрацию по месту жительства в ином субъекте Российской Федерации. Кроме того, сама последовательность периодов пребывания (регистрации по месту пребывания) Г.И.Е. в г. Санкт-Петербурге свидетельствует о его постоянном проживании в данном субъекте Российской Федерации.
Таким образом, представленные Г.И.Е. в районную администрацию документы с достоверностью подтверждали факт его места жительства на территории Санкт-Петербурга не менее 10-ти лет, в связи с чем, у администрации Приморского района Санкт-Петербурга отсутствовали правовые основания для отказа в принятии истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанному в оспариваемом решении основанию.
Поскольку иных обстоятельств, служащих в соответствии с законом основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, районной жилищной комиссией при проверке документов, представленных Г.И.Е. не выявлено и в решении администрации района не приведено, постольку, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях устранения нарушенных прав административного истца администрация Приморского района Санкт-Петербурга обязана принять Г.И.Е. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с "дата", то есть с даты принятия решения об отказе в постановке на данный вид учета.
Отсутствие в числе представленных Г.И.Е. документов паспорта супруги - С.М.А, на что также указывалось в уведомлении администрации Приморского района Санкт-Петербурга от "дата" (л.д.47), не может служить основанием для отказа истцу в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в своём заявлении последний не просил поставить супругу на данный вид учёта в качестве члена его семьи (л.д. 60).
С учётом указанного обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал С.М.А. в удовлетворении иска.
При этом, следует удовлетворить требования Г.И.Е. о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма его детей: Г.Н.И, Г.С.И, Г.З.И, поскольку несовершеннолетние дети подлежат постановке на учёт независимо от времени проживания на территории Санкт-Петербурга при условии наличия у их родителей оснований состоять на соответствующем виде учета.
Нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом срок на обращение в суд, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Из административного иска следует, что получив уведомление администрации Приморского района Санкт-Петербурга от "дата" об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по мотиву не представления истцами документов, подтверждающих проживание в г. Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, Г.И.Е. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об установлении юридически значимого факта.
"дата" Г.И.Е. получено определение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" (материал N...) об отказе в принятии искового заявления.
С учетом изложенного, Г.И.Е. о принятом администрацией Приморского района Санкт-Петербурга решении стало известно не позднее "дата".
С иском, на основании которого возбуждено данное административное дело, Г.И.Е. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга "дата", то есть с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по делу N 2а-3397/2020, в части отказа в удовлетворении иска Г.И.Е. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, отменить.
В указанной части иска принять новое решение.
Признать отказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга, изложенный в уведомлении от "дата", в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Г.И.Е. и его несовершеннолетних детей Г.З.И, "дата" года рождения, Г.С.И. "дата" года рождения, Г.Н.И. "дата" года рождения, незаконным.
Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга принять на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Г.И.Е. и его несовершеннолетних детей Г.З.И, "дата" года рождения, Г.С.И. "дата" года рождения, Г.Н.И. "дата" года рождения с "дата".
В остальной части решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по делу N 2а-3397/2020, оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.