Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Улановой Е.С, судей Петровой И.И, Арзамасовой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Биктаева Айдара Тимербаевича на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 января 2021 года по гражданскому делу N 2-5018/2020 по иску Биктаева Айдара Тимербаевича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконными заключения комиссии по проведению служебной проверки, пунктов приказов, взыскании премии, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Биктаев А.Т. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконными заключения комиссии от 7 апреля 2020 года по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) от 10 марта 2020 года N 7/7-12-2020/15545, пункта 1 приказа от 9 апреля 2020 года N 226-к "О результатах служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)" в части, пункта 2 приказа от 22 апреля 2020 года N 284-о "О премировании сотрудников министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года", взыскании денежного содержания за апрель месяц 2020 года в размере 1054, 20 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2020 года удовлетворении исковых требований Биктаева А.Т. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 января 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Биктаев А.Т. обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, направить дело на рассмотрение.
Биктаев А.Т, участвуя в судебном заседании кассационного суда путем видеоконференц-связи через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО4, участвуя в судебном заседании кассационного суда путем видеоконференц-связи через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан возражала на доводы жалобы. Просила судебные постановления оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав стороны, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Бикатаев А.Т. с 1 января 2013 года состоит в трудовых отношениях с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство), где работал на различных должностях.
С 1 января 2018 года истец работает в должности заведующего сектором надзора и контроля Министерства.
26 февраля 2020 года старшим прокурором отдела прокуратуры Республики Башкортостан осуществлена сверка количества проведенных Министерством плановых и внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за второе полугодие 2019 года, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре).
10.03.2020г. заместителем прокурора Республики Башкортостан в адрес министра внесено представлении N "Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)" (далее - представление прокурора), с требование рассмотреть меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; неукоснительно соблюдать требования законодательства о государственном контроле (надзоре); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Министерства Биктаева А.Т, ФИО6, ФИО11, ФИО9 и иных виновных должностных лиц, допустивших отмеченные нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Республики Башкортостан в установленный законом месячный срок с приложением копии приказов о наказании.
В связи с поступлением в Министерство представления прокурора издан приказ Министерства от 16.03.2020г. N 192-к "О создании комиссии в целях проведения служебной проверки".
24.03.2020г. Биктаеву А.Т. вручено уведомление N 03-130 о необходимости представить объяснения по фактам, изложенным в представлении прокурора, в срок до 25.03.2020г.
26.03.2020г. Биктаевым А.Т. представлена письменная объяснительная, в которой он выразил свое несогласие с изложенными в представлении прокурора фактами.
По результатам проведения служебной проверки подготовлено заключение комиссии по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокурора, от 07.04.2020г.
Согласно заключению комиссии заведующим сектором надзора и контроля Биктаевым А.Т. допущены нарушения должностного регламента в части организации и контроля работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему "Единый реестр проверок", что повлекло за собой внесение ФИО9, ФИО10 и ФИО11 в "Единый реестр проверок" неполной информации. Также Биктаевым А.Т. допущены нарушения должностного регламента в части организации подготовки и предоставления в установленные сроки отчета об осуществлении государственного контроля (надзора) по форме федерального статистического наблюдения N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что соответственно привело к представлению недостоверных сведений о проведенных в 2019 году проверках. Ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО9, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО10 и ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО11 нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015г. N 415 при размещении информации по результатам проверок в автоматизированной системе "Единый реестр проверок", что соответственно также является нарушением должностных обязанностей, установленных должностным регламентом.
Ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО11 в нарушение ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" при предоставлении статистической отчетности по форме 1-контроль в Министерство экономического развития РБ были представлены недостоверные сведения о проведенных в 2019 году проверках, что является ненадлежащим исполнением возложенных должностных обязанностей. Нарушения, указанные в представлении явились следствием неисполнения заведующим сектором надзора и контроля Биктаевым А.Т, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО9, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО10 и ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО11 своих должностных обязанностей, которые выразились в нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015г. N 415. Выявленные прокуратурой нарушения влекут за собой ущемление прав хозяйствующих субъектов, ограничение их доступа к открытым сведениям и нарушают принцип прозрачности контрольно-надзорной деятельности.
Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", изложенных обстоятельств, изучения представленных информации первого заместителя министра ФИО7 и объяснительных, документов по фактам, изложенным в представлении прокуратуры, а также учитывая тяжесть нарушения, степень их вины, обстоятельств, при которых допущено нарушение и предшествующие результаты исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей комиссия предлагает: 1. Заведующему сектором надзора и контроля Министерства Биктаеву А.Т. и начальнику отдела по делам инвалидов Министерства ФИО8 указать на ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему "Единый реестр проверок"; недопущение впредь нарушений законодательства в части внесения информации о проведенных проверках в автоматизированную систему "Единый реестр проверок". 2. По результатам рассмотрения представления за апрель месяц 2020 года не представлять к премированию следующих государственных гражданских служащих Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан: заведующего сектором надзора и контроля Биктаева А.Т. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части организации и контроля работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему "Единый реестр проверок"; ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО9, ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО10 и ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО11 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части размещения информации по результатам проверок в автоматизированной системе "Единый реестр проверок".
В листе ознакомления с заключением Биктаев А.Т. указал на несогласие с ним ввиду его незаконности и необоснованности, датировано 14.04.2020г.
По результатам проведения служебной проверки издан приказ Министерства от 09.04.2020г. N 266-к "О результатах служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)", согласно которому заведующему сектором надзора и контроля Биктаеву А.Т. и начальнику отдела по делам инвалидов ФИО8 было указано на ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему "Единый реестр проверок", а также недопущение впредь нарушений законодательства в части внесения информации о проведенных проверках автоматизированную систему "Единый реестр проверок".
С данным приказом истец ознакомлен под роспись 10.04.2020г.
Министерством издан приказ от 22.04.2020г. N 284-о "О премировании сотрудников Министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года", в соответствии с которым за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части размещения информации по результатам проверок в автоматизированной системе "Единый реестр проверок", по результатам рассмотрения поступившего в Министерство представления прокуратуры, заведующий сектором надзора и контроля Биктаев А.Т, а также ведущие специалисты-эксперты сектора надзора и контроля ФИО9, ФИО10, ФИО11 не были представлены к премированию за апрель 2020 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт ненадлежащего исполнения Биктаевым А.Т. требований Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015г. N 415, должностного регламента заведующего сектора надзора и контроля Министерства, выразившегося в неосуществлении контроля за выполнением работниками сектора надзора и контроля Министерства возложенных на сектор задач и функций, в частности работы по внесению информации в АС "ЕРП", установлен работодателем. Суд первой инстанции не нашел снований для признания заключения комиссии от 07 апреля 2020 года незаконным. Процедура проведения служебной проверки, и порядок ознакомления ответчиком нарушены не были.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда.
Доводы кассационной жалобы о том, что работодателем принято решение, которое не предусмотрено ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе", являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, по результатам служебной проверки дисциплинарное взыскание к истцу не применено. Письменно обратить внимание на выявленные факты ненадлежащего исполнения работником должностных обязанностей работодателю действующим законодательством не запрещено. Оснований для признания приказа от 09 апреля 2020 года N 22б-к незаконным не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерством нарушены сроки и порядок ознакомления с заключением комиссии по результатам служебной проверки, опровергаются материалами дела. Биктаев А.Т. 14.04.2020г. ознакомился с заключением по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокурора, от 07.04.2020г.
Указание в жалобе на то, что причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка не установлены, не установлены характер и размер вреда, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, судебной коллегией отклоняются. Как следует из материалов дела, Биктаев А.Т. по результатам служебной проверки к дисциплинарной ответственности не привлекался, дисциплинарное взыскание к истцу не применено.
Лишение работника премии не свидетельствует о наложении на работника дисциплинарного взыскания. Назначение того или иного размера премии, ее уменьшение или полное лишение премии относится к исключительной компетенции работодателя и является его субъективным правом, а не обязанностью, и не носит постоянный безусловный характер.
Иные приведенные автором жалобы доводы уже являлись предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций, фактически сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Биктаева Айдара Тимербаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Л.В. Арзамасова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.