Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сидорович Л.М. на решение Чеховского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сидорович Л.М. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чехову Московской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чехову Московской области Жарникова А.М, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Сидорович Л.М. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконными действия (бездействие) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чехову Московской области (далее - Инспекция); отказ Инспекции от 19 июля 2019 года N@ произвести перерасчет земельного налога за 2014 год и решение Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 14 июля 2020 года N; обязать Инспекцию произвести перерасчет земельного налога с 1 января 2014 года в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 ноября 2018 года N и данными о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащимися в ЕГРН.
В обоснование административного иска указала, что постановлением администрации города Чехова Московской области от 27 мая 2013 года N 299-9-1 без ее ведома был изменен вид разрешенного использования земельного участка c "для благоустройства территории" на "для размещения объектов рекреационного назначения".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ на основании недостоверных сведений о целевом использовании земельного участка утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области, действующие с 1 января 2014 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 248 169 рубля 93 копейки для вида разрешенного использования "для разработки полезных ископаемых... ".
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, Инспекцией была определена сумма земельного налога в размере 3 723 рубля. Налоговое уведомление от 24 июля 2015 года N, обязывающее уплатить земельный налог за налоговый период 2014 год, со сроком оплаты не позднее 1 октября 2015 года, оплачено полностью 23 сентября 2015 года.
Решением Чеховского городского суда от 20 ноября 2017 года по административному делу N 2а-3735/2017, вступившим в законную силу 26 февраля 2018 года, постановление администрации города Чехова Московской области от 27 мая 2013 года N в части изменения вида разрешенного использования земельного участка признано недействительным.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 ноября 2018 года N 15ВР-1593 устранены ошибки в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области, проведенной в 2013 году, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 7 196 рублей 82 копейки, указано на необходимость применения новой кадастровой стоимости с 1 января 2014 года. По данным публичной кадастровой карты данные об измененной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 18 декабря 2018 года.
На неоднократные обращения в Инспекцию по вопросу перерасчета земельного налога на земельный участок в связи с выявленной ошибкой и утверждением новой кадастровой стоимости получен ответ от 19 июля 2019 года N@, которым Инспекция сообщила о проведении перерасчета земельного налога за налоговые периоды 2015, 2016 и 2017 годов, в перерасчете земельного налога за 2014 год на земельный участок было отказано. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 14 июля 2020 года N@ в удовлетворении жалобы отказано.
По мнению Сидорович Л.М. отказ Инспекции произвести перерасчет земельного налога с 1 января 2014 года нарушает ее конституционные права и свободы как налогоплательщика, создает препятствия для восстановления и реализации ее прав и законных интересов и не соответствует действующему законодательству.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2021 года, Сидорович Л.М. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Считает, что судами неправильно применены положения Налогового кодекса Российской Федерации: ошибочно применена норма пункта 2.1 статьи 52, не применена норма абзаца 5 пункта 1 статьи 391 в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Сидорович Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 177 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для благоустройства территории", расположенного в городе Чехове.
Постановлением администрации города Чехова Московской области от 27 мая 2013 года N 299-9-1 названный вид разрешенного использования земельного участка был изменен на вид "для размещения объектов рекреационного назначения".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области, действующие с 1 января 2014 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка истца в размере 248 169 рублей 93 копейки.
Решением Чеховского городского суда от 20 ноября 2017 года по административному делу N 2а-3735/2017, вступившим в законную силу 26 февраля 2018 года, постановление администрации города Чехова Московской области от 27 мая 2013 года N 299-9-1 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка признано недействительным.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 ноября 2018 года N 15ВР-1593 "О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 9 декабря 2014 года N 12ВР-1489 "Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земли, в том числе в отношении принадлежащего Сидорович Л.М. земельного участка с кадастровым номером N, применяемой для целей налогообложения, начиная с 1 января 2014 года. В соответствии с указанным распоряжением кадастровая стоимость земельного участка истца по состоянию на 1 января 2014 года составила 7 196 рублей 82 копейки.
Данные об измененной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 18 декабря 2018 года.
Сидорович Л.М. обратилась в Инспекцию с заявлениями от 18 февраля, 15 марта и 1 июля 2019 года о перерасчете земельного налога в отношении указанного выше земельного участка, начиная с 1 января 2014 года, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной распоряжением Минимущества Московской области от 20 ноября 2018 года.
Согласно ответам Инспекции от 6 марта 2019 года и от 5 апреля 2019 года произведен перерасчет налога за налоговые периоды 2015, 2016, 2017 годов.
Согласно ответу Инспекции от 19 июля 2019 года N@ на обращение от 1 июля 2019 года, Сидорович Л.М. отказано в перерасчете налога за 2014 год, поскольку перерасчет налогов допускается за три налоговых периода, в то время к перерасчету заявлен период, превышающий три налоговых периода. Решением Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области от 14 июля 2020 года N@ жалоба Сидорович Л.М. оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отказ Инспекции в перерасчете земельного налога не противоречит закону, поскольку оснований для проведения в 2019 году перерасчета земельного налога за 2014 год у Инспекции не имелось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в частности предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (абзац первый). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Направление налогового уведомления, в том числе содержащего перерасчет налога) допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
При перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел налогового уведомления с перерасчетом по соответствующему налогу в отношении объекта налогообложения, по которому проведен указанный перерасчет (пункт 5 приказа Приказ ФНС России от 7 сентября 2016 года N ММВ-7-11/477@).
С учетом такого регулирования перерасчет налога более чем за три предшествующих налоговых периода налоговым законодательством и не допускается и ранее не допускался. С 1 января 2019 года на такое ограничение перерасчета имущественных налогов прямо указано в пункте 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, Не предусмотрен перерасчет налога за неопределенно долгий период и положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), на которые ссылается заявитель жалобы.
С учетом изложенного перерасчет земельного налога за 2014 год не может рассматриваться в качестве способа восстановления прав Сидорович Л.М. в связи с признанием незаконным постановления администрации города Чехова Московской области от 27 мая 2013 года N 299-9-1.
Поскольку оспариваемое решение Инспекции об отказе в перерасчете налога за 2014 год соответствовало приведенным требованиям налогового законодательства, оснований для его признания незаконным не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорович Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.