Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1013/2020 по иску Чижикова Василия Васильевича к Департаменту строительства Брянской области о признании незаконными действий, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Чижикова Василия Васильевича на решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Чижиков В.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Департаменту строительства Брянской области, в котором просил признать незаконными действия Департамента строительства Брянской области по выдаче жилищного сертификата в сумме 757 248 руб.; взыскать с Департамента строительства Брянской области денежные средства в сумме 512 752 руб. в счет недоплаты по жилищному сертификату. Указал, что распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N- N принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо, добровольно выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, с составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен жилищный сертификат, но из его размера были вычтены денежные средства за 11, 97 кв.м. жилого дома, находящегося у него и членов его семьи в общедолевой собственности. Однако, при выдаче жилищного сертификата не было учтено, что это ни дом, а половина жилого дома, площадь которой составляет 40 кв.м. на четверых, которая была приобретена в ипотеку за счет средств материнского капитала. Приобретенное ими жилое помещение требует больших вложений на его ремонт, поскольку построено в 40-е годы прошлого столетия. Вместо положенного жилищного сертификата в размере 1 300 000 руб. им было получено 760 000 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Чижикова В.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные. Считает, что судами не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением Бежицкого районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ Чижиков В.В, как лицо добровольно выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На Бежицкую районную администрацию г. Брянска возложена обязанность принять Чижикова В.В. с составом семьи один человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента его обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N Чижиков В.В. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Судами установлено, что на момент постановки на жилищный учет и до настоящего времени Чижикову В.В. на праве собственности принадлежит 19/200 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 127, 8 кв.м.
Решение об отчуждении принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности, в государственную или муниципальную собственность, Чижиковым В.В. не принималось.
Решением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым Чижиков В.В. поставлен на жилищный учет, определено, что на его долю в праве общей долевой собственности приходится жилая площадь в размере 11, 97 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Чижикова В.В. выдан государственный жилищный сертификат серии N N, по которому истцу была предоставлена социальная выплата в размере 757 248 рублей.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, исходил из расчета, представленного ответчиком, согласно которому размер социальной выплаты истцу был рассчитан исходя из размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, равного 21, 03 кв.м. (33 кв.м. (норматив)-11, 97 кв.м. (жилая площадь приходящаяся на долю истца). Учитывая, что действия Департамента по строительству Брянской области по выдаче Чижикову В.В. государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты в размере 757 248 руб. являются законными и обоснованными, поскольку у истца имеется доля в праве собственности, которая учитывалась при определении размера сертификата, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Указанного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
В соответствии с п. 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" и "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, и определяемого в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах "и" и "л" пункта 5 настоящих Правил.
В силу п. 5 вышеуказанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 16 Правил N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п. 16 (2) Правил N 153, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Учитывая вышеуказанные нормы права по исчислению размера социальной выплаты в отношении граждан, которые приняли решение не отчуждать принадлежащее им жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты Чижикову В.В. правомерно определен как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативу, указанному в пункте 16 Правил, и площадью доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в связи с чем суды отказали в удовлетворении иска.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чижикова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.