Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Марии Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижний Новгород о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Сорокиной Марии Александровны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 февраля 2021 года по гражданскому делу N 33-370/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Сорокина М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижний Новгород (далее по тексту - ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород) о перерасчете пенсии.
Решением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 июля 2020 года исковые требования Сорокиной М.А. удовлетворены: на ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по потере кормильца Сорокиной М.А, как вдове инвалида - чернобыльца, с 1 октября 2019 года из расчета 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 февраля 2021 года решение Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 21 июля 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе Сорокиной М.А. в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии.
В поданной кассационной жалобе Сорокина М.А. просит отменить принятый по делу судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии по потере кормильца, поскольку установлена причинная связь смерти ее супруга ФИО7 с заболеванием, полученным при исполнении военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а также необоснованности ссылки суда на Положение о военно-врачебной комиссии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
Как установлено судом, Сорокина М.А. является получателем двух пенсий: страховой пенсии по старости по Списку N 1; пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибшего кормильца (умершего) вследствие катастрофы на ЧАЭС (в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что 1 октября 2019 года Сорокина М.А. обратилась в ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород с заявлением о перерасчете размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", претендуя на пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со статьей 8 и статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Для перерасчета размера пенсии Сорокиной М.А. в ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород представлены: решение экспертного совета от 21 августа 2019 года, выданное ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, согласно которому заболевание, инвалидность и причина смерти ФИО7 связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заключение N 529, выданное Бюро N1 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области", в котором указано, что причина смерти связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, трудовая книжка, военный билет, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - умершего кормильца ФИО7, свидетельство о заключении брака истца с ФИО7, свидетельство о смерти ФИО7
Согласно материалам дела, решением ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород N 14 от 21 ноября 2019 года Сорокиной М.А. отказано в перерасчете размера пенсии, поскольку представленные истцом документы, в том числе, заключение межведомственного экспертного совета, подтверждающего причинную связь смерти гражданина с последствиями чернобыльской катастрофы, не является основанием для установления пенсионного обеспечения по нормам военной травмы.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Сорокиной М.А, суд первой инстанции исходил из того, что представленное истцом в ГУ-УПФР в Автозаводском районе г. Нижний Новгород заключение (в совокупности с иными представленными документами) является основанием для установления пенсионного обеспечения по нормам военной травмы, поскольку подтверждает причинную связь смерти ФИО7 с последствиями чернобыльской катастрофы и выдано федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что право устанавливать причинную связь полученного увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии, факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) может быть подтвержден военно-медицинскими документами, достоверных доказательств того, что заболевание супруга истца Сорокиной М.А, ставшее причиной установления ему инвалидности, было получено им при исполнении обязанностей военной службы и квалифицируется как "военная травма", истцом не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции по существу данного спора основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено право граждан на выбор вида получаемой пенсии.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в частности:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) предусмотрено, в том числе супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из смысла статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Как следует из материалов дела, Сорокина М.А. состояла в браке с ФИО7, который с 15 мая 1986 года по 26 июля 1986 года находился на учебных сборах.
Решением Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 12 ноября 2019 года установлен факт нахождения Сорокиной М.А. на иждивении умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО7
Решением суда установлено, что ФИО7 был направлен Автозаводским РВК г. Горького на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС 18 мая 1986 года. Принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 18 мая 1986 года по 25 июля 1986 года в составе в/ч 75223 в должности пожарного, в связи с чем, ФИО7 выдано удостоверение участника ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом 1 группы по общему заболеванию.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнение обязанностей военной службы в рамках реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (часть 1 статья 59 Конституции Российской Федерации) может осуществляться не только собственно военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы, участие в которых в период пребывания в запасе является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации (преамбула, пункт 1 статьи 1); при этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (подпункт "п" пункта 1 статьи 37).
Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 338-О-О, от 24 декабря 2013 года N 2065-О и от 28 февраля 2017 года N 230-О).
В то же время в силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих.
Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы (абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 395-О и от 26 марта 2019 года N 689-О).
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
В соответствии с пунктом 95 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания представляется, в том числе, заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии, подтверждающее причину смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Вместе с тем, положения приведенных выше норм федерального законодательства судом апелляционной инстанции во внимание не приняты, выводы о непринадлежности ФИО7 в категории граждан, приравненных к военнослужащим, противоречат указанным нормативным актам.
Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что в данном случае постановление суда апелляционной инстанции противоречит задачам гражданского судопроизводства, как они определены в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создает препятствия для защиты пенсионных прав истца.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Сорокиной М.А, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает возможным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 февраля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.