Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макарняевой О.Ф.
судей Автономова С.А. и Янковской О.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой П.М.
с участием прокурора Филиппова А.П, осужденного Гаврилова М.В. и
его защитника-адвоката Хазина И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным представлению первого заместителя прокурора Челябинской области Трошкина И.Ю. и жалобе осужденного Гаврилова М.В. о пересмотре приговора Южноуральского городского суда Челябинской области от 9 октября 2019 г. и апелляционного определения Челябинского областного суда от 12 декабря 2019 г, которыми
ГАВРИЛОВ Максим Владимирович, родившийся "данные изъяты", судимый:
- 10 июля 2009 г. Южноуральским городским судом Челябинской области по п. "г" ч. 2 ст. 161; пп. "а", "в" ч. 2 ст. 158; ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158; ч. 3 ст. 162 УК РФ в силу ч. 3 ст. 69, 70 УК РФ к лишению свободы на срок 4 года 6 месяцев, - 27 июля 2009 г. тем же судом по п. "б", "д" ч. 2 ст. 131; п. "б", "д" ч. 2 ст. 132 УКК РФ к лишению свободы на срок 4 года 6 месяцев, Постановлением того же суда от 24 декабря 2009 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Копейского городского суда Челябинской области от 4 июня 2012 г, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний, назначенных по приговорам от 10 июля 2009 г. и 27 июля 2009 г, назначено лишение свободы на срок 4 года 6 месяцев, освобожденный 18 июня 2013 г. по отбытии наказания, - 31 октября 2016 г. Южноуральским городским судом Челябинской области за два преступления, предусмотренных п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ, за два преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 161 УК РФ, по ч. 1 ст. 158; п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ в силу ч. 3 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года 10 месяцев, освобожденный 21 февраля 2019 г. по отбытии наказания, осужден по ч. 3 ст. 162 УК РФ к лишению свободы на срок 7 лет, по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к лишению свободы на срок 6 месяцев, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено лишение свободы на срок 7 лет 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей с 4 марта 2019 г. по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
В силу ч. 1 ст. 22, ст. 97, ч. 2 ст. 99, ст. 100 УК РФ назначена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях.
Решен вопрос о вещественных доказательствах.
Апелляционным определением приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Макарняевой О.Ф, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационных представления и жалобы, возражений, выслушав выступления осужденного Гаврилова М.В, его адвоката Хазина И.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Филиппова А.П. об изменении судебных решений по доводам кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Гаврилов М.В. признан виновным в разбойном нападении на "данные изъяты" совершенном 3 марта 2019 г. с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, а также в том, что будучи лицом, в отношении которого установлен административный надзор, при освобождении из мест лишения свободы без уважительных причин не прибыл к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией учреждения срок 21 февраля 2019 г, совершенном в целях уклонения от административного надзора.
Преступления совершены в г. Южноуральск Челябинской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении поставлен вопрос об изменении судебных решений, исключении указания на признание рецидива преступлений обстоятельством, отягчающим наказание по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, со снижением срока наказания, сославшись на то, что судимость по приговору от 31 октября 2016 г. имела правовое значение для признания в действия осужденного опасного рецидива преступлений, который стал основанием установления административного надзора, что наделило Гаврилова М.В. признаками субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ.
В кассационной жалобе осужденный Гаврилов М.В. просит об отмене судебных решений в связи с несправедливостью, поскольку подлежит принудительному лечению в психиатрическом стационаре, однако в удовлетворении ходатайства об этом отказано. При этом осужденный сослался на то, что является инвалидом "данные изъяты" "данные изъяты" и ранее ему такое лечение назначалось.
Кроме того, по делу принесены письменные возражения, в которых заместитель прокурора Челябинской области Саломатов Е.Н. выразил мотивы несогласия с кассационной жалобой осужденного, просил оставить ее без удовлетворения, а судебные решения - без изменений.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции являются существенные нарушения уголовного либо уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К таким нарушениям относится, в частности, неправильное применение судом уголовного закона при назначении виновному наказания. Доводы кассационного представления об этом обоснованы.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 УК РФ, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
Обстоятельством, отягчающим наказание Гаврилову М.В, в том числе и по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, суд признал рецидив преступлений.
Как следует из решения Кыштымского городского суда Челябинской области от 13 сентября 2018 г. административный надзор в отношении Гаврилова М.В. установлен в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ.
Основанием для признания в действиях Гаврилова М.В. рецидива преступлений по приговору от 31 октября 2016 г, который является опасным, послужила, в свою очередь, неснятая и непогашенная у него судимость по приговорам от 10 и 27 июля 2009 г, за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Отдельно судимость от 31 октября 2016 г. не влекла последствий, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ и не могла быть самостоятельным поводом для установления над Гавриловым М.В. административного надзора в отсутствие условий, перечисленных в ч. 3 ст. 3 названного закона.
Таким образом, судимости Гаврилова М.В. стали основанием для установления над ним административного надзора и наделили его признаками субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, что в силу положений ч. 2 ст. 63 УК РФ исключает учет рецидива как обстоятельства, отягчающего наказание. Других отягчающих наказание обстоятельств в отношении указанного преступления судом не установлено.
С учетом изложенного, наказание, назначенное осужденному за данное преступление, подлежит смягчению в пределах того же вида наказания, определяя которые, а также назначая окончательное наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, судебная коллегия исходит из общих принципов назначения наказания, предусмотренных ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, и установленных по делу фактических обстоятельств, характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного.
Также судебная коллегия имеет в виду, что в приговоре обстоятельством, смягчающим наказание, признано активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, следовательно, данное смягчающее обстоятельство указано применительно и к ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, что при отсутствии других отягчающих наказание обстоятельств диктует необходимость учета положений ч. 1 ст. 62 УК РФ.
В остальной части приговор и апелляционное определение являются законными.
Дело рассмотрено судом полно, всесторонне и объективно, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон. Данных о необъективности и предвзятости суда из протокола судебного заседания не усматривается. Замечаний на него не принесено.
Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, имеющие существенное значение, установлены и описаны в приговоре, который по своему содержанию соответствует требованиям ст.ст. 297, 307 - 309 УПК РФ.
Выводы суда о виновности Гаврилова М.В. подтверждаются подробно изложенными в приговоре доказательствами, которые оценены по правилам ст.ст. 87, 88 УПК РФ, согласуются между собой, отвечают требованиям уголовно-процессуального закона, и в своей совокупности правильно признаны судом достаточными для постановления обвинительного приговора. Сомнений, подлежащих толкованию в пользу осужденного в силу ст. 14 УПК РФ не имеется.
Действия Гаврилова М.В. правильно квалифицированы в соответствии с фактически установленными обстоятельствами. Оснований для иной юридической оценки не имеется.
Вопреки доводам осужденного, судом проверено его психическое состояние. С учетом выводов судебно-психиатрической экспертизы, данных о личности осужденного, его поведения на следствии и в судебном заседании суд обоснованно признал Гаврилова М.В. вменяемым. При этом, согласно заключению комиссии экспертов, у осужденного обнаружены изменения психики, ограничивающие в момент инкриминированных деяний и в настоящее время способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (ст. 22 УК РФ). Он экспертами признан нуждающимся в амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, которое Гаврилову М.В. назначено приговором, а состояние здоровья и наличие инвалидности признаны обстоятельствами, смягчающими наказание, и в достаточной степени учтены при определении вида и размера наказания наряду с другими смягчающими наказание обстоятельствами.
Данная судебно-психиатрическая экспертиза была проведена с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, ее выводы сомнений у судебной коллегии не вызывают, как не вызывает сомнений и само психическое состояние Гаврилова М.В, который ориентировался в судебной ситуации и принимал активное участие в исследовании доказательств по делу. При назначении экспертизы, при ознакомлении с ее выводами, а также при ознакомлении с материалами уголовного дела, каких-либо замечаний и возражений ни от осужденного, ни от его защитника не поступило.
Назначенное Гаврилову М.В. по ч. 3 ст. 162 УК РФ наказание является справедливым, поскольку по своему виду и размеру соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного и личности виновного. При его назначении приняты во внимание все юридически значимые обстоятельства, подлежащие обязательному учету при разрешении данного вопроса.
Обстоятельств, которые подлежали учету, однако не приняты во внимание судом, из материалов дела и кассационной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой и апелляционной инстанций о том, что, оснований для применения положений ст. 64, 73 УК РФ, а применительно к ч. 3 ст. 162 УК РФ, кроме того, и ч. 6 ст. 15, ч. 3 ст. 68 УК РФ, а также данных, свидетельствующих о возможности исправления осужденного без реального отбывания лишения свободы, не имеется.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения доводов жалобы осужденного и его адвоката, в которых содержался довод, аналогичный доводу кассационной жалобы, и признал их несостоятельными приведены в апелляционном определении. Оно соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 401. 13, 401.15, 401.16, п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Южноуральского городского суда Челябинской области от 9 октября 2019 г. и апелляционное определение Челябинского областного суда от 12 декабря 2019 г. в отношении ГАВРИЛОВА Максима Владимировича изменить: исключить из приговора при назначении наказания за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, отягчающее обстоятельство - рецидив преступлений и смягчить Гаврилову М.В. наказание за данное преступление до трех месяцев лишения свободы;
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 314.1 УК РФ и ч. 3 ст. 162 УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно Гаврилову М.В. назначить лишение свободы на срок семь лет один месяц.
В остальном эти же судебные решения оставить без изменений, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.