Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-332/2020 по административному исковому заявлению Калинина Александра Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Калинин Александр Владимирович (далее также - административный истец), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 24 декабря 2018 года в размере 7 026 210 рублей 80 копеек, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки в размере 2 359 000 рублей, возместить судебные расходы в размере 75 300 рублей, из которых: оплата услуг оценщика - 55 000 рублей, оплата услуг представителя - 20 000 рублей, оплата государственной пошлины - 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года административные исковые требования Калинина А.В, с учетом их уточнения, удовлетворены.
Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 декабря 2018 года в размере 2 458 000 рублей на основании отчета об оценке земельного участка.
В пользу административного истца с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра", филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области) взысканы судебные расходы в размере 67 300 рублей (55 000 рублей - по оплате услуг оценщика, 12 000 - по оплате услуг представителя, 300 рублей - по оплате государственной пошлины).
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области просит отменить решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года в части взыскания судебных расходов, отказав Калинину А.В. в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимали - административный истец Калинин А.В, представители департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области, Правительства Ярославской области, администрации Инальцинского сельского поселения, извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Калинин А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 24 декабря 2018 года в размере 7 026 210 рублей 80 копеек.
В соответствии главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, имеет право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
В подтверждение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административный истец представил суду отчет об определении рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - отчет об оценке), составленный оценщиком ООО " "данные изъяты"", согласно которому по состоянию на 24 декабря 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 359 000 рублей.
В судебном заседании оценщиком представлено дополнение к отчету в связи с устранением технической ошибки, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка составляет 2 458 000 рублей.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке является надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующим возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Отчет выполнен, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Оценщик на основании проведенного анализа и выполненных расчетов пришел к заключению о размере рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Представленные доказательства оценены судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного искового заявления Калинина А.В. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участков в размере рыночной стоимости.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Абзацем 2 пункта 31 Постановления N 28 разъяснено, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", вопрос о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должен рассматриваться с учетом того, укладывается ли допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, что в противном случае свидетельствует об ошибке, приводящей вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Ярославский областной суд, установив, что ранее определенная в порядке государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N значительно (более 2, 8 раз) превышает итоговую величину рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой, пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии повлекшей нарушение прав административного истца ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Доказательств отсутствия ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, лица, участвующие в деле, в нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представили.
Как усматривается из материалов административного дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу, по состоянию на 24 декабря 2018 года установлена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 135-ФЗ) в соответствии с полномочиями, представленными данному органу Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года N П/210 в порядке пункта 2.4 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года N 170-п.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, таким органом является Росреестр (пункт 1).
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку именно данным органом утверждена оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Обстоятельства того, что удельные показатели кадастровой стоимости, с применением которых определена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, утверждены Правительством Ярославской области, вопреки доводам апелляционной жалобы, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Размер судебных расходов, определенный судом первой инстанции ко взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Калинина А.В, судебная коллегия находит правильным, поскольку он подтвержден платежными документами, установлен при правильном применении положений статей 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в совокупности с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", а также в соответствии с принципами разумности, справедливости и сложности рассмотренного дела.
Обжалуемое решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, а также соответствует вышеприведенным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.