Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бороковой Замирет Кимовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кошехабльском районе Республики Адыгея о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Бороковой Замирет Кимовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав истца Борокову З.К, ее представителя Скачкову Р.Ф, судебная коллегия
установила:
Борокова З.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кошехабльском районе Республики Адыгея, в котором просит:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Кошехабльском районе Республики Адыгеи N N от 10 января 2020 года в части отказа Бороковой З.К. во включении периода работы с 08 августа 2006 года по 11 июня 2014 года в обществе с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век" для досрочного назначения страховой пенсии по старости;
- обязать ГУ-УПФР в Кошехабльском районе Республики Адыгеи включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Бороковой З.К. в обществе с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век": с 08 августа 2006 года по 03 мая 2007 года, с 06 мая 2007 года по 07 февраля 2008 года в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения; с 20 июня 2008 года по 13 марта 2009 года, с 15 марта 2009 года по 01 мая 2009 года, с 03 мая 2009 года по 12 июня 2009 года, с 14 июня 2009 года по 21 февраля 2010 года, с 23 февраля 2010 года по 18 апреля 2010 года, с 20 апреля 2010 года по 25 апреля 2010 года, с 28 апреля 2010 года по 07 мая 2010 года, с 09 мая 2010 года по 10 мая 2010 года, 12 мая 2010 года, с 14 мая 2010 года по 23 мая 2010 года, с 25 мая 2010 года по 13 июня 2010 года, с 16 июня 2010 года по 20 октября 2011 года, с 23 октября 2011 года по 09 марта 2012 года, с 11 марта 2012 года по 15 апреля 2012 года, с 17 апреля 2012 года по 02 октября 2013 года, с 04 октября 2013 года по 25 марта 2014 года, с 27 марта 2014 года по 31 марта 2014 года, с 02 апреля 2014 года по 03 апреля 2014 года, с 05 апреля 2014 года по 27 апреля 2014 года, с 29 апреля 2014 года по 11 июня 2014 года в должности старшей медицинской сестры анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 08 февраля 2008 года по 19 июня 2008 года в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии-реанимации в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за 1 года и 6 месяцев;
- обязать ГУ-УПФР в Кошехабльском районе Республики Адыгеи назначить Бороковой З.К. досрочную страховую пенсию по старости с даты наступления срока 06 января 2020 года.
Решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 08 октября 2020 года иск Бороковой З.К. удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 11 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение по делу, которым в удовлетворении иска Бороковой З.К. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Борокова З.К. просит отменить апелляционное определение, как принятое с нарушением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Борокова З.К. ссылается на положения пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года, статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П, статью 19 Конституции Российской Федерации, полагая, что законодатель дает право засчитывать работу не только в перечисленных в Списке учреждениях здравоохранения, но и в предусмотренных в пункте 6 Правил структурных подразделениях в организациях, которые не предусмотрены Списками. В соответствии со штатным расписанием общества с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век", в нем имеются стационары - хирургическое отделение и отделение анестезиологии-реанимации, указанной организации разрешено осуществление медицинской деятельности, в том числе стационарной помощи по хирургии и по анестезиологии и реаниматологии, а должность истца поименована в Списке должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года. Указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век" является организацией, оказывающей медицинские услуги по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея.
В судебном заседании истец Борокова З.К. и ее представитель кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что Бороковой З.К. с 08 августа 2006 года работала в должности медицинской сестры процедурной, с 08 февраля 2008 года в должности сестры палатной в отделении анестезиологии-реанимации, а с 08 августа 2008 года должности старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации общества с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век".
15 октября 2019 года Борокова З.К. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением пенсионного органа от 10 января 2020 года Бороковой З.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. Пенсионный орган указал, что специальный стаж истицы составил 19 лет 02 месяца 13 дней, что менее требуемых пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 30 лет, ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по данному основанию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бороковой З.К. суд первой инстанции, руководствуясь Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что спорные периоды безосновательно были исключены пенсионным органом из специального страхового стажа истицы, поскольку общество с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век" является учреждением, работа в котором дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении. Суд первой инстанции пришел к выводу, что требуемый стаж работы Борокова З.К. приобрела 05 июля 2019 года, а право на назначении пенсии возникло у нее 05 января 2020 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о зачете в специальный (льготный) стаж работы, дающий право на досрочную пенсию в льготном исчислении периода работы истца в обществе с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век". Суд апелляционной инстанции руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно которым при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений, указав, что данное общество не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждения" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Принимая во внимание, что на момент обращения истицы в пенсионный орган ее специальный медицинский стаж составлял менее требуемых 30 лет, суд апелляционной инстанции отменил решения суда первой инстанции в указанной выше части.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 2002 года Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 г. N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно Спискам и Правилам N 464, 1066 и 781 право на пенсию имеют работники учреждений и структурных подразделений здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу части 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Такой вид учреждения как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, при этом данное общество не относится к учреждению здравоохранения, не поименовано в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года N 627 и в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 529н.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, оснований для включения периода работы истицы в обществе с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век" не имелось.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготы, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Борокова З.К. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 11 ноября 1999 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Бороковой З.К. в разделе "Особые условия труда (код)" за период ее работы в обществе с ограниченной ответственностью "Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена - клиника XXI век" сведения отсутствуют.
Ответчиком в специальный страховой стаж истицы включены периоды ее работы общей продолжительностью 19 лет 02 месяца 13 дней, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Бороковой З.К. на дату обращения к ответчику и принятия им оспариваемого решения необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 декабря 2020 года является законным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бороковой Замирет Кимовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.