Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Макарова А.С. и Телебы С.Г., при секретаре судебного заседания Плотниковой З.А., с участием представителя истца Горбунова А.В. и ответчика рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 г. по иску войсковой части N к военнослужащему войсковой части 69806 майору Любимову Александру Николаевичу о взыскании излишне выплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Телебы С.Г, окружной военный суд
установил:
командир войсковой части N обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Любимова денежные средства в сумме 80 692 руб, выплаченные в 2017 г. в качестве дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, поскольку оспоренные денежные средства ввиду привлечения Любимова к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка ему не полагались и не относятся к выплатам, указанным в подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, в связи с чем являются неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с ответчика.
Заслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Любимову в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части N на основании приказа командира войсковой части N от 7 декабря 2017 г. N N по результатам службы за 2017 г. установлено и выплачено дополнительное материальное стимулирование в сумме 80 692 руб.
По результатам проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в период с 11 ноября по 13 декабря 2019 г. выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части N выявлены факты необоснованного установления и производства военнослужащим дополнительных выплат стимулирующего характера, в том числе и Любимову, в связи с привлечением его приказом командира войсковой части N от 14 марта 2017 г. N к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка. Данное нарушение отражено в акте проверки от 13 декабря 2019 г. N N.
Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотрена возможность обеспечения дополнительными выплатами - дополнительным материальным стимулированием - по результатам службы военнослужащих, проходящих военную службу в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данный приказ принят в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, а также из утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно, при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата (п. 11).
Изложенное свидетельствует о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное названным приказом Министра обороны Российской Федерации, является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
Несмотря на то, что Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" дополнительное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда, входящим в состав денежного довольствия лиц, проходящих военную службу по контракту, установленным Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 34 ст. 2 названного Федерального закона.
Следовательно, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010), являясь формой оплаты их труда, по смыслу подп. 3 ст. 1109 ГК РФ представляет собой платеж, приравненный к заработной плате (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 8-П).
В то же время, в соответствии с подп. 3 ст. 1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, при отсутствии недобросовестности со стороны лиц, их получающих, и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом доказательств осведомленности Любимова о наличии дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка в период, за который ему произведена дополнительная выплата, а также недобросовестности с его стороны при ее получении, истцом в суды первой и второй инстанций не представлено.
Поскольку выплата дополнительного материального стимулирования Любимову произведена на основании приказа командира воинской части, при этом со стороны ответчика отсутствовала недобросовестность и не усматривается счетной ошибки при его начислении, вывод гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для взыскания с него полученных денежных средств в качестве неосновательного обогащения является обоснованным.
Таким образом, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, окружной военный суд
определил:
решение Челябинского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 г. по иску войсковой части N к Любимову Александру Николаевичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.