Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Телебы С.Г. и Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Мкртчян М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-52/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Тарасова И.В. на решение 109 гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 г. по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части полевая почта N "данные изъяты" запаса Ахметзянова Булата Исмагиловича о признании незаконными действий начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", связанных с отказом во внесении изменений в категорию участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Макарова А.С, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ахметзянов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ, изложенный в письменном ответе начальника отдела филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 25 февраля 2021 г. N, установленным порядком оформить и направить в регистрирующий орган сведения (документы) для изменения административному истцу категории участника НИС на предусмотренную в абз. 25 приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 г. N 474 (признак категории "15"), и обязать филиал совершить указанные действия.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения и порядок обеспечения НИС военнослужащих, и на обстоятельства дела, автор жалобы указывает, что должностные лица при включении Ахметзянова в реестр участников НИС руководствовались действующими на 2016 г. правовыми нормами и прав административного истца не нарушали, а внесенные в Федеральной закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" изменения распространяют свое действие только на правоотношения, возникшие после вступления их в силу, и к административному истцу применены быть не могут.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, окружной военный суд находит обжалуемое решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Ахметзянов, окончивший 18 июня 2010 г. военную образовательную организацию высшего образования и получивший в связи с этим первое воинское звание офицера, заключивший первый контракт о прохождении военной службы 1 ноября 2006 г, с июня 2010 г. был включен в реестр НИС.
В июне 2015 г. Ахметзянов уволен с военной службы по истечении срока контракта и исключен из соответствующего реестра без получения выплаты НИС.
В апреле 2016 г. Ахметзянов вновь поступил на военную службу по контракту и включен в реестр под категорией "16".
В октябре 2020 г. Ахметзянов ходатайствовал перед командованием войсковой части полевая почта N о направлении в регистрирующий орган таблицы изменений для замены категории своего участия в НИС с "16" на "15".
Соответствующая таблица изменений командованием воинской части направлена в филиал "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", однако в письменном ответе начальника отдела указанного филиала от 25 февраля 2021 г. N в направлении этой таблицы в регистрирующий орган отказано.
Данные обстоятельства установлены судом на основании копий послужного списка административного истца, выписки из приказа командира войсковой части N от 2 июня 2015 г. N, уведомления о включении в реестр участников НИС от 4 августа 2010 г, письма ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 21 августа 2020 г. N, рапорта Ахметзянова от 28 октября 2020 г, сопроводительного письма начальника штаба войсковой части полевая почта N от 23 октября 2020 г. N, письма начальника отдела филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 25 февраля 2021 г. N.
Согласно пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в НИС, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются соответствующим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам НИС относятся также лица, окончившие военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. При этом ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона определено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на индивидуальных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования этих накоплений и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 32-ФЗ, вступившим в силу 18 марта 2017 г, ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" изложена в новой редакции, в соответствии с которой расширен перечень оснований увольнения военнослужащих, дающих право на учет ранее учтенных накоплений, и такое право предоставлено лицам, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным, в том числе, подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с истечением срока контракта.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суд первой инстанции, правильно проанализировав вышеприведенные нормы законодательства и руководствуясь приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 г. N 474, в частности Приложением N 2 к нему, пришел к обоснованному выводу, что после вступления в законную силу изменений, внесенных в ч. 7.1 ст. 5 указанного выше Федерального закона, у административного истца возникло право на учет ранее учтенных накоплений как у лица, поступившего в добровольном порядке на военную службу из запаса и не получившего выплату накоплений в связи с предыдущим увольнением, то есть по категории "15".
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд правильно посчитал, что для решения данного административного дела существенное значение имеет не дата возникновения у Ахметзянова оснований для включения в реестр в связи с повторным поступлением на военную службу, а факт наличия у него статуса участника НИС после вступления данных изменений в законную силу.
Ввиду изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отказа во внесении соответствующих изменений в сводную таблицу у уполномоченного жилищного органа не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение 109 гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 г. по административному иску Ахметзянова Булата Исмагиловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.А. Гладких
Судьи: С.Г. Телеба
А.С. Макаров
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.