Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г, судей Кокшарова Е.В, Сорокиной С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Юриной Л.А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 о признании нахождения на иждивении, по апелляционной жалобе ответчика на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 08.02.2021.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г, объяснения представителя ответчика Яковлевой И.А. (по доверенности от 26.04.2021 сроком на 1 год), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрина Л.А. обратилась в суд с указанным иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 (далее по тексту - Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
Истец является супругой умершего 23.03.2020 И, который принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее ЧАЭС) в пределах 30-ти километровой зоны отчуждения и на объекте "Укрытие", имел статус инвалида 2 группы с формулировкой причины инвалидности "Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС", являлся получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1). Решением Межведомственного экспертного совета от 08.10.2020 N 118 установлена причинная связь смерти И. с воздействием радиации в период выполнения работ по ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС. 23.09.2020 Управлением истцу на основании ее заявления выдано удостоверение серии Б N 28630 о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1. Полагая, что как лицо, находившееся на иждивении инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС и участника ликвидации последствий указанной катастрофы, она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39 и ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, истец 18.12.2020 обратилась в Управление с соответствующими заявлениями, в удовлетворении которых отказано ввиду недоказанности факта нахождения истца на иждивении умершего супруга. Истец с отказом Управления не согласна, поскольку с 2010 г. в силу возраста является нетрудоспособной, иного дохода кроме пенсии, размер которой в 2019 г. составлял 13597, 82 руб, в 2020 г. - 14495, 49 руб, не имеет, находилась на иждивении супруга, среднемесячный размер дохода которого с учетом всех выплат составлял в 2019 г. - 46828, 21 руб, в 2020 г. - 48664, 73 руб, денежные средства супруга являлись для нее основным и постоянным источником средств к существованию.
На основании изложенного и с учетом последующего уточнения иска в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, Юрина Л.А. просила:
- признать ее находившейся на иждивении умершего И, принимавшего участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения;
- признать за ней право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, возложив на Управление обязанность назначить и выплачивать ей такую компенсацию в размере 5320, 96 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- признать за ней право на назначение и выплату единовременной денежной компенсации за потерю кормильца, предусмотренной ч.4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, возложив на Управление обязанность назначить и выплатить ей такую компенсацию в размере 33930, 80 руб. за счет средств федерального бюджета;
- признать за ней право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, возложив на Управление обязанность назначить и выплачивать ей такую компенсацию в размере 257, 48 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, полагая недоказанным факт нахождения Юриной Л.А. на иждивении своего супруга.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 08.02.2021 исковые требования Юриной Л.А. удовлетворены: Юрина Л.А, "дата" года рождения, признана лицом, находившимся на иждивении умершего И, являвшегося участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; за Юриной Л.А. признано право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, на Управление возложена обязанность назначить и выплачивать истцу такую компенсацию в размере 5320, 96 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации; за Юриной Л.А. признано право на единовременную денежную компенсацию за потерю кормильца, предусмотренную ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, на Управление возложена обязанность назначить и выплатить истцу такую компенсацию в размере 33930, 80 руб. за счет средств федерального бюджета; за Юриной Л.А. признано право на ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, предусмотренную ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, на Управление возложена обязанность назначить и выплачивать истцу такую компенсацию в размере 257, 48 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С таким решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней начальник Управления Щевелева О.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на недоказанность факта нахождения истца на иждивении супруга, поскольку из материалов дела усматривается, что денежные средства умершего супруга уходили на ремонт и строительство дома. Обращает внимание на то, что истец имела и имеет пенсию по старости, малоимущей не признавалась, пособие по государственной социальной помощи, а также пенсия по потери кормильца ей не назначались. Полагает, что получение умершим более высокого дохода само по себе не свидетельствует о нахождении истца на иждивении супруга. Ссылается на то, что признавая право Юриной Л.А. на ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, предусмотренную ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, суд не принял во внимание положения приказа Минтруда России от 22.04.2019 N 280н, утвердившего Методические указания, согласно пункту 16 которых данная выплата предоставляется нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1. Истец является вдовой лица из числа инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, а потому право на компенсацию по ст. 41 названного Закона у нее отсутствует. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, которое бы подтверждало ее право как члена семьи умершего ликвидатора ЧАЭС на меры социальной поддержки, истец не предоставила.
Указывает на то, что суд не устанавливал факт нахождения истца на иждивении И. как инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, поэтому не могло быть признано за истцом право на компенсацию в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1. Обращает внимание, что суд одновременно признал право истца на назначение и выплату компенсации и как члену семьи инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, и как члену семьи ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС, что Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 не предусмотрено.
В возражениях на жалобу истец просит оставить решение без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта, при этом считает, что доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как дополнения к жалобе переданы ей 26.04.2021 во внесудебном порядке, не через Красногорский районный суд г. Каменск-Уральский, за пределами установленного ч. 2 ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ срока апелляционного обжалования.
Между тем, указанные доводы истца являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку Гражданским процессуальным кодексом РФ срок для подачи дополнений к апелляционной жалобе не установлен, такие дополнения могут быть поданы в любой момент до вынесения окончательного решения по делу, в том числе, и непосредственно в суд апелляционной инстанции. Процессуальные права истца в данном случае не нарушены, копия дополнений к апелляционной жалобе ей вручена ответчиком 26.04.2021, правом на подачу возражений на указанные дополнения истец не воспользовалась, при этом возражения могли быть переданы как через суд первой инстанции, который в этом случае пересылает их в суд апелляционной инстанции, так и направлены непосредственно в Свердловский областной суд.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась заблаговременно и надлежащим образом - СМС-уведомлением от 27.04.2021, а также путем размещения информации о движении по делу на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда 13.04.2021 и 30.04.2021 (после объявления перерыва в судебном заседании). В ходатайствах от 28.04.2021 и от 13.05.2021 (поступило в Свердловский областной суд по почте 17.05.2021) Юрина Л.А. и ее представитель по доверенности Коновалов В.И. просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие истца.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, в том числе, новые доказательства, представленные ответчиком и принятые на стадии апелляционного рассмотрения дела в целях установления юридически значимых обстоятельств и проверки доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений к ней) и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Юрина Л.А. и И, "дата" года рождения, состояли в зарегистрированном браке с 06.06.1975 (свидетельство о регистрации брака - т. 1 л.д. 10).
Решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета N 6 от 12.07.2016 установлена связь между заболеванием и инвалидностью И, обусловленной онкологическим заболеванием (новообразование трахеи), с радиационным воздействием во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС. В этой связи с 24.08.2016 причина инвалидности И. установлена в формулировке "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС", что следует из справки серии МСЭ-2014 N 0992443 от 24.08.2016 (документы приняты на стадии апелляционного рассмотрения дела в качестве дополнительных доказательств).
08.12.2016 И. выдано удостоверение серии Б N 23101 лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом (т.1 л.д. 14).
17.04.2017 И. была повторно установлена инвалидность второй группы бессрочно, причина инвалидности указана в следующей формулировке - "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС", что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 N 0988149 от 17.04.2017 (т.1 л.д. 13).
23.03.2020 И. умер (свидетельство о смерти - т.1 л.д. 11).
Решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета N 8 от 06.10.2020 установлена причинная связь смерти И. с воздействием радиационного фактора в период выполнения им работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС (т.1 л.д. 12).
23.09.2020 Юриной Л.А. выдано удостоверение серии Б N 28630 на имя умершего супруга посмертно как лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, в подтверждение права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (т.1 л.д. 9).
18.12.2020 истец обратилась в Управление с заявлениями о назначении ей компенсационных выплат, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (т.2 л.д.10, 12, 14).
Решениями Управления от 21.12.2020 N 2 и N 7/335 Юриной Л.А. отказано в назначении компенсационных выплат, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, ввиду отсутствия решения суда, которым бы был установлен факт нахождения Юриной Л.А. на иждивении умершего супруга (т.2 л.д. 11, 13).
Решением Управления от 21.12.2020 N 7/334 Юриной Л.А. отказано в назначении компенсационной выплаты, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, ввиду отсутствия права на ее получение (т.1 л.д. 15).
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд руководствовался положениями ст.ст. 264, 265, 267 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст. 13, п. 15 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п.п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства РФ от 28.01.2021 N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году", учитывал позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 19.06.2002 N 11-П, определении от 30.09.2010 N 1260-О-О, определении от 27.09.2018 N 2265-О. Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства (в том числе, показания свидетелей), суд пришел к выводу о доказанности факта нахождения истца на иждивении умершего супруга, при этом суд исходил из того, что ежемесячный доход И. значительно превышал размер ежемесячного дохода Юриной Л.А. и являлся для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Установив, что И. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также имел статус инвалида вследствие заболевания, полученного в связи с выполнением работ по ликвидации последствий указанной катастрофы, при жизни являлся получателем ежемесячной и ежегодной компенсаций в возмещение вреда здоровью, суд признал за истцом как лицом, находившимся на иждивении И, право на получение спорных компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы ответчика оснований не соглашаться с выводом суда о доказанности факта нахождения истца на иждивении умершего супруга И.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).
Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Согласно ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 руб, родителям погибшего - в размере 5 000 руб. С 01.02.2021 размер указанной компенсации с учетом индексации составляет 33390, 80 руб, что ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, законодатель связывает право членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, с фактом их нетрудоспособности и нахождения на иждивении умершего. Соответственно, истец вправе претендовать на получение указанных компенсаций при доказанности ее нетрудоспособности и факта нахождения на иждивении умершего супруга И, чей статус инвалида вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС подтвержден документально и ответчиком не оспаривается.
Закон РФ от 15.05.1992 N 1244-1 не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом (п.6.1 постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П, п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1260-О-О, п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2265-О).
Так, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Часть 2 статьи 10 названного Федерального закона определяет круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичное содержание понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи" закреплено в пунктах 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
По смыслу приведенной нормы права наличие самостоятельного источника дохода у члена семьи умершего кормильца не препятствует отнесению такого лица к числу иждивенцев умершего кормильца, если помощь в виде заработка (дохода) последнего являлась постоянным и основным источником средств к существованию лица, находившегося на его иждивении.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30.09.2010 N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.
Таким образом, по данному делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельством являлось то, была ли материальная помощь, получаемая истцом от супруга в период их совместного проживания до смерти супруга, постоянным и основным источником средств к существованию истца.
Юрина Л.А, "дата", с 04.03.2010 является получателем трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением в материалах дела (т.1 л.д. 18) и ответчиком не оспаривалось. Соответственно, в силу приведенных выше нормативных положений, Юрина Л.А. относится к категории нетрудоспособных лиц.
С сентября 1984 г. и до момента смерти И. супруги проживали вместе по адресу: "адрес", что следует из пояснений истца, подтвержденных отметкой о регистрации по месту жительства в ее паспорте, а также ответом отдела по вопросам миграции МО МВД России "Каменск-Уральский" на судебный запрос о регистрации по месту жительства И. (т.1 л.д. 8, т.2 л.д. 50, 51).
30.04.2014 истец была уволена с последнего места работы в связи с уходом на пенсию и с этого времени не работает, что видно из копии ее трудовой книжки (т. 1 л.д. 16, 17) и ответчиком не опровергнуто.
Согласно справке N 1079773/20 от 24.08.2020, выданной УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, размер получаемой истцом страховой пенсии по старости в 2019 г. составлял 13597, 82 руб, с января 2020 г. - 14495, 49 руб. (т.1 л.д. 20, 21).
Что касается умершего супруга истца И, то согласно информации, предоставленной УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, И. являлся получателем государственной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости, ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от "дата" "N" "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", ежемесячной денежной выплаты инвалидам в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ежемесячной денежной выплаты инвалидам в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, общая сумма выплат по состоянию на март 2020 г. составляла 37179, 43 руб. (т.1 л.д. 22).
Кроме того, как следует из справки Управления от 15.10.2020 N 311, И. являлся получателем ежемесячной и ежегодной денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, а также ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, общая сумма выплат по состоянию на март 2020 г. составляла 12685, 41 руб. (т.1 л.д. 23, 24).
Таким образом, за 12 месяцев, предшествовавших смерти И, среднемесячный доход истца составил 13747, 43 руб, в то время как среднемесячный доход И. за тот же период составил 46828, 21 руб, что более чем в три раза превышало доход истца.
При таком положении вывод суда о доказанности факта нахождения Юриной Л.А. на иждивении у своего супруга является обоснованным, поскольку на момент смерти И. истец являлась нетрудоспособным лицом (пенсионером по старости), не работала, проживала с супругом и вела с ним совместное хозяйство, с учетом совокупного ежемесячного дохода супругов (60576, 64 руб.) на каждого из них приходилось по 30287, 82 руб, соответственно, помощь, оказываемая истцу супругом, являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию, так как превышала размер получаемой ею пенсии (30287, 82 - 13747, 43).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец имела и имеет свой доход в виде пенсии по старости, малоимущей не признавалась, пособие по государственной социальной помощи не получает, пенсия по случаю потери кормильца ей не назначалась, не опровергают правильности выводов суда, поскольку необращение истца за назначением перечисленных выплат, равно как и наличие у нее самостоятельного источника дохода, само по себе не исключает факта нахождения на иждивении.
Отклоняет судебная коллегия и доводы апеллянта о том, что денежные средства умершего супруга уходили на ремонт дома, назначенные ему выплаты как инвалиду-чернобыльцу имели целью поддержку здоровья, реабилитацию, питание и лекарственное обеспечение.
Согласно п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (п. 3 ст. 34 Семейного кодекса РФ).
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (п. 1 ст. 35 Семейного кодекса РФ).
Из приведенных норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.
Даже если исключить из совокупного дохода супругов суммы ежемесячных денежных компенсаций, которые выплачивались И. Управлением в возмещение вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров, т.е. имели целевое назначение, то и в этом случае сумма дохода И. более чем в 2, 5 раза превышала доход истца. То обстоятельство, что по обоюдному согласию супругов получаемые ими денежные средства тратились, в том числе, на ремонт их общего дома, не опровергает установленного судом факта нахождения истца на иждивении супруга, поскольку Юрина Л.А. и И. состояли в браке, проживали одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них.
Размер сумм ежемесячных расходов супругов на оплату коммунальных услуг, а также расходов на приобретение строительных материалов на ремонт дома, подтвержденные доказательствами в материалах дела (т.1 л.д. 42-106, т.2 л.д. 18-39), принимая во внимание, что помимо указанных расходов супруги тратили денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды и обуви, предметов гигиены и т.д, свидетельствуют о том, что без постоянной материальной помощи, оказываемой ей супругом, пенсии истца не хватило бы на то, чтобы обеспечить достойный уровень жизни.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта нахождения истца на иждивении супруга направлены, по существу, на переоценку исследованных судом доказательств, однако оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает, полагая, что требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ судом при оценке доказательств нарушены не были.
Между тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части установления факта нахождения Юриной Л.А. на иждивении подлежит изменению, из резолютивной части решения должно быть исключено указание на статус умершего И. как участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Перечень таких фактов приведен в ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ, он не является закрытым, к ним относятся, в том числе, факт нахождения на иждивении, другие имеющие юридическое значение факты.
В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Заявляя требование о признании ее находившейся на иждивении умершего И, являвшегося участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, истец, по существу, просила установить два юридических факта - факт нахождения на иждивении супруга и факт участия И. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Между тем, участие И. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС подтверждено надлежащим документом - выданным ему при жизни удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989 г. с отметкой "УКРЫТИЕ" от 25.01.2002, копия которого предоставлена ответчиком суду апелляционной инстанции и принята в качестве дополнительного доказательства. Данное удостоверение было предоставлено И. в Управление в числе других документов с целью получения удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, которое ему было выдано 08.12.2016 взамен изъятого удостоверения участника-ликвидатора.
Самим ответчиком участие И. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не оспаривается.
При таком положении, возможность установления факта участия И. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в судебном порядке исключается в силу прямого указания в ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поскольку факт нахождения Юриной Л.А. на иждивении умершего супруга И. судом достоверно установлен, на момент смерти супруга истец являлась нетрудоспособной, И. имел статус инвалида-чернобыльца, что подтверждается выданным ему 08.12.2016 удостоверением серии Б N 23101, и являлся получателем компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, решение суда первой инстанции о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, и возложении на Управление обязанности начислить и произвести истцу соответствующие выплаты является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит. Размер сумм компенсационных выплат, определенный судом, ответчиком не оспаривается.
Между тем, не может согласиться судебная коллегия с решением суда в части признания за истцом права на меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, находя заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца права на ее получение.
Целевым назначением Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 является предоставление государством гражданам Российской Федерации денежных и материальных компенсаций за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Меры социальной поддержки для таких граждан и виды возмещения вреда, включая объем, дифференцируются в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу. Характер и степень причиненного вреда определяются в соответствии с объективными критериями, определенными названным законом.
С учетом указанных критериев в Законе РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определен правовой статус ряда категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для которых определяются способы и объем возмещения вреда, а также другие меры социальной поддержки (статья 13 Закона). Среди указанных категорий, в частности, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (далее инвалиды ЧАЭС); граждане - участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (далее ликвидаторы ЧАЭС).
При этом для каждой конкретной категории указанных граждан данным законом предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки, исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей, принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статьей 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определены объем возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, статьей 15 названного Закона - объем возмещения вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Анализ содержания указанных статей свидетельствует, что объем возмещения вреда и мер социальной поддержки для граждан, относящихся к категории инвалидов ЧАЭС, значительно выше, чем для ликвидаторов ЧАЭС.
Право нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении такого гражданина, на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки в случае его смерти производно от прав умершего, объем которых, в свою очередь, определялся его статусом на момент смерти (инвалид ЧАЭС или ликвидатор ЧАЭС).
Супруг истца И. на момент смерти имел статус инвалида ЧАЭС, в подтверждение чего ему при жизни было выдано соответствующее удостоверение. Именно поэтому истец как нетрудоспособный член семьи, находившийся на иждивении супруга, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов ЧАЭС и членов их семей (ст.ст. 14, 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
Статья 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 устанавливает меру социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации за потерю кормильца для нетрудоспособных членов семьи, бывших на иждивении ликвидатора ЧАЭС, т.е. для иной категории граждан из числа предусмотренных ст. 13 названного Закона.
То обстоятельство, что И. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, вопреки ошибочным доводам истца, с которыми согласился суд первой инстанции, не свидетельствует о наличии у истца право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, поскольку выплата предусмотренной названной нормой компенсации связана не с самим фактом участия гражданина в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а со статусом умершего кормильца, который в целях реализации мер социальной поддержки должен быть подтвержден в установленном законом порядке - путем выдачи соответствующего удостоверения (как инвалиду ЧАЭС либо как ликвидатору ЧАЭС).
Правильность такого вывода вытекает из положений ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, согласно которой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В настоящее время порядок и условия оформления и выдачи гражданам "удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС" и "удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" определяются совместным приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020 и совместным приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 соответственно.
С момента установления причинной связи между инвалидностью И. и его участием в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, выдачи ему удостоверения инвалида ЧАЭС в августе 2016 г, правовой статус И. в целях Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 изменился. Одновременное отнесение гражданина к двум категориям, предусмотренным ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, т.е. и к категории инвалидов ЧАЭС, и к категории ликвидаторов ЧАЭС, названным законом не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 утверждены "Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца" (далее Правила N 907).
Согласно п. 3 Правил N 907 члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, прилагают к заявлению с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации, следующие документы, дающие право на меры социальной поддержки:
а) заверенная копия удостоверения умершего участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
б) заверенная копия свидетельства о смерти кормильца;
в) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона;
г) заверенная копия свидетельства о браке;
д) документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
Таким образом, для получения единовременной компенсации, предусмотренной ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, должно быть предоставлено заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы, а для получения компенсации в соответствии со ст. 41 названного Закона - удостоверение умершего участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Между тем, удостоверение умершего участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, порядок оформления и выдачи которого на момент смерти И. определялся совместным приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006, а с 29.08.2020 - совместным приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020, истцу никогда не выдавалось, что ею не оспаривалось.
После смерти супруга истцу 23.09.2020 было выдано иное удостоверение - умершего инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, порядок оформления и выдачи которого определен совместным приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006.
Получение истцом на имя умершего супруга с отметкой "ПОСМЕРТНО" удостоверения именно инвалида ЧАЭС, а не ликвидатора ЧАЭС также подтверждает ее статус (в целях получения мер социальной поддержки, установленных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1) как вдовы инвалида ЧАЭС, а не вдовы ликвидатора ЧАЭС.
Доводы истца о том, что норма ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 является общей для всех категорий граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, здоровью которых причинен вред воздействием радиации, названная норма не содержит указания на то, что спорная компенсация подлежит выплате только членам семей граждан, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, являются ошибочными и основаны на неверном толковании положений названного Закона.
В соответствии с п. 16 "Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации", утвержденных приказом Минтруда России от 22.04.2019 N 280н, при принятии решения о предоставлении получателям компенсации, предусмотренной статьей 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, следует учитывать, что согласно данной статье указанная компенсация предоставляется нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, бывшим на его иждивении, а также их детям независимо от того, состояли ли они на иждивении участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Законность положений п. 16 названных Методических указаний являлась предметом судебной проверки.
Как указал Верховный Суд РФ в решении от 06.07.2020 N АКПИ20-7, оставленным без изменения апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.10.2020 N АПЛ20-301, возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы или участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
По смыслу нормативных положений (статьи 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1) в их взаимосвязи с положениями ст. 13 и ч. 4 ст. 15 указанного закона право на упомянутую ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца имеют бывшие на его иждивении нетрудоспособные члены семьи кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, при этом перечень участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС определен в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Из взаимосвязанных положений ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, а также положений п. 3 Правил N 907 следует, что указанные нормы связывают предоставление гражданину соответствующих мер социальной поддержки с предъявлением соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, дающего право на такие меры, и направлены на обеспечение обоснованности социальной защиты.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений наличие удостоверения умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС является обязательным условием для получения меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1. Однако такое удостоверение, как уже сказано выше, у истца отсутствует и ей никогда не выдавалось.
Суд первой инстанции, признавая за истцом право на ежемесячную компенсацию, предусмотренную ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применил неправильно, в связи с чем пришел к неверному выводу о наличии у истца такого права.
Указанный вывод суда противоречит и положениям ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, согласно которым при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Пункт 15 части первой статьи 14 и статья 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 предусматривают одну и ту же меру социальной поддержки - ежемесячную компенсационную выплату для нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца, т.е. выплату в связи с потерей кормильца, различен лишь порядок определения ее размера. Соответственно, возможность одновременного получения указанной меры социальной поддержки по двум основаниям в силу ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 исключена. При этом размер компенсационной выплаты, установленной п. 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона, значительно превышает размер аналогичной выплаты в соответствии со ст. 41 (в настоящем случае, с учетом доли, приходящейся на самого кормильца, 5320, 96 руб. и 257, 48 руб. соответственно).
При таком положении, оснований для вывода о наличии у истца права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, предусмотренную ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, у суда не имелось. В этой связи решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 08.02.2021в части признания за Юриной Л.А. права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, и возложения на Управление обязанности назначить и выплачивать Юриной Л.А. указанную ежемесячную денежную компенсацию в размере 257, 48 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права и ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Юриной Л.А.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 08.02.2021 в части установления факта нахождения Юриной Л.А. на иждивении умершего супруга изменить.
Установить факт нахождения Юриной Людмилы Александровны, "дата" года рождения, на иждивении умершего И, "дата" года рождения.
Это же решение суда в части признания за Юриной Л.А. права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и возложения на ТОИОГВ СО "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12" обязанности назначить и выплачивать Юриной Людмиле Александровне указанную ежемесячную денежную компенсацию в размере 257, 48 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации - отменить, принять в отмененной части новое решение об отказе Юриной Людмиле Александровне в удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 08.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Сорокина С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.