Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Кокшарова Е.В. и Сорокиной С.В., при ведении протокола помощником судьи Гусевой М.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (/ /)1 к ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, его отмене, возложении обязанности, по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 28.01.2021.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В, объяснения представителя ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Тарасова И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов В.И. обратился с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, четвертому отделу федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения 4 отдела ("адрес") ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 19.08.2020 N 4/85 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении на ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ обязанности принять новое решение о постановке на такой учет.
В обоснование иска указал, что в период с 04.05.1972 по 03.12.1996 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации. Приказом Командующего войсками Краснознаменного Приволжского военного округа от 01.11.1996 N 0418 уволен со службы по состоянию здоровья, приказом командира воинской части 44688 от 01.12.1996 N 252 исключен из списков личного состава части. На основании Постановления Главы Администрации "адрес" от 12.08.1993 N 2274 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. В дальнейшем постановлением Администрации "адрес" "N" от 02.02.2001 исключен из списков граждан, уволенных со службы, при этом жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен. В 2020 году истец обратился в 4 отдел ("адрес") ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о постановке на учет в составе семьи из 5 человек. Решением ответчика от 19.08.2020 N 4/85 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, отказано в силу того, что действовавшим на момент увольнения Климова В.И. с военной службы законодательством обязанность по учету граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, возлагалась на органы местного самоуправления. С таким решением истец не согласен, считает его незаконным.
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 28.01.2021 в удовлетворении исковых требований Климову В.И. отказано.
Не согласившись с таким решением, истец принес апелляционную жалобу, в которой просил отменить судебное постановление, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указал, что как ранее действующим законодательством, так и действующим в настоящее время предусматривалась обязанность государства по обеспечению жилым помещением военнослужащих за счет средств федерального бюджета. Различалась лишь процедура реализации военнослужащим права: до 2005 года путем обращения в органы местного самоуправления по избранному месту жительства, а после 2005 года - путем постановки на учет через соответствующие отделы ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации. Полагает, что факт не обжалования решения органа местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся, не является тем обстоятельством, которое освобождает государство от исполнения обязанности по обеспечению истца и членов его семьи жилым помещением. Суд не обосновал вывод о невозможности реализации истцом права путем обращения в 2020 году в ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13.05.2021 произведена замена ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ "Росжилкомплекс", в связи с произведенной реорганизацией в форме присоединения.
Представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" Тарасов И.В. в заседании суда апелляционной инстанции указал на законность принятого судом решения, отсутствие оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца.
Истец Климов В.И, третьи лица Климова Л.И, Кардинале О.В, Кардинале В.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней (/ /)7, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления по адресу их проживания судебного извещения.
С учетом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Климов В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 04.05.1972 по 03.12.1996.
Пприказом Командующего войсками Краснознаменного Приволжского военного округа от 01.11.1996 N 0418 Климов В.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира воинской части 44688 от 01.12.1996 N 252 исключен из списков личного состава части с 03.12.1996. Выслуга лет истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 24 года 4 месяца.
В период прохождения военной службы Климову В.И. на состав семьи из 4 человек (жена, две дочери) по месту прохождения военной службы предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"-2, "адрес", площадью 69, 28 кв.м, которое находится в федеральной государственной собственности, и согласно ответу Администрации МО "адрес" "адрес" от 16.12.2020 N 02-01-30/24 и справке ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ к служебному жилому фонду не отнесено.
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2013 членом семьи Климова В.И. также признана внучка (/ /)7
Постановлением Главы администрации "адрес" от 12.08.1993 N 2274 Климов В.И. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, на основании постановления Администрации г. "адрес" от 02.02.2001 N 324 исключен из списков граждан, уволенных с военной службы.
По месту проживания ("адрес") Климов В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит и таким заявлением не обращался.
06.07.2020 Климов В.И. обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Решением 4 отдела ("адрес") ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ N 4/85 от 19.08.2020 Климову В.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указано, что в силу того, что заявление о постановке на учет нуждающихся Климовым В.И. представлено в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации по истечении более 20 лет после даты исключения военнослужащего из списков личного состава части, он не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, определенном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512, а также Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь законодательством, действовавшим на момент увольнения истца с военной службы и в настоящее время, пришел к выводу о том, что для обеспечения Климова В.И. жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации истец, помимо соответствующей продолжительности военной службы и основания увольнения, должен на момент увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилого помещения, такой статус он мог приобрести в случае признания его таковым в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, а именно путем постановки на соответствующий учет в органе местного самоуправления, на который возлагалась обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы до 01.01.2005. Вместе с тем, Климов В.И. в 2001 году был снят с учета нуждающихся в жилом помещение, соответствующее решение органа местного самоуправления не оспаривал. Учитывая, что Климов В.И. относится к категории граждан, уволенных с военной службы до 01.01.2005, обязанность по постановке на жилищный учет по избранному месту жительства не может быть возложена на ответчика.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, истец уволен с военной службы в 1996 году, на момент увольнения истца с военной службы действовал Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым обязанность по постановке на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства, а также дальнейшему обеспечению военнослужащих жилым помещением была возложена на органы местного самоуправления по избранному военнослужащим месту его жительства (ч.6 ст.15 Закона).
С введением в действие Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указанный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями не изменился, существовал до 01.01.2005 (ч.13, 14 ст.15 Закона).
На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С 01 января 2011 года абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
С учетом вышеприведенного правового регулирования, принимая во внимание, что уволившись с военной службы в 1996 году истец утратил статус военнослужащего, в порядке, предусмотренном действующим на тот момент законодательством реализовал право на обеспечение жилым помещением, встав на соответствующий учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства, впоследствии данное право в связи со снятием с такого учета в 2001 году утратил, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на ответчика, как на уполномоченный орган, обязанность по ведению учета граждан, уволенных с военной службы до 01.01.2005, законом не возложена.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у заявителя права на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона "О статусе военнослужащих", повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка.
Судом правильно истолкованы положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым только военнослужащие могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, то есть для возникновения у Министерства обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению жилым помещением по договору социального найма необходимо, чтобы военнослужащий перед увольнением с военной службы в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Между тем Климов В.И. снят с такого учета.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 28.01.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е. В.
Сорокина С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.