Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И.
судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Орловой М.С, представителей ответчика ФИО16. и ФИО15, истца Рысинской Е.Д. и ее представителя ФИО17, участвующих путём использования систем видеоконференц-связи, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-68/8614/2021 по апелляционной жалобе Рысинской Е.Д. на решение 26 гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления "данные изъяты" Рысинской Екатерины Дмитриевны к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по МО) о взыскании районного коэффициента к денежному довольствию.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, объяснения истца и ее представителя в обоснование апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Рысинская проходит службу в должности "данные изъяты" филиале Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ОВО на комплексе "Байконур"). С 1 июня 2020 г. ей прекращена выплата районного коэффициента 1, 4, установленного на территории г. Байконура Распоряжением Совмина СССР от 20 июля 1987 N 1644 РС "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в "адрес" к денежному довольствию (далее - Распоряжение N 1644 РС).
Полагая свои права нарушенными, Рысинская обратилась в суд иском, в котором с учетом уточнения требований просила обязать УВО ВНГ по МО произвести перерасчет и выплатить доплату к реально выплаченному денежному довольствию за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2020 года с учетом районного коэффициента 1, 4.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска Рысинской отказано.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что с 1 июня 2020 г. выплата районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию была приостановлена до особого распоряжения на основании телеграммы от 25 мая 2020 года N N, направленной Врио начальника ФГКУ "УВО ВНГ по МО" ФИО18 в адрес начальника ОВО на комплексе "Байконур". Однако доказательств, подтверждающих законность приостановления выплаты районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию, кроме указанной телеграммы ответчиком не предоставлено.
Представитель ответчика в обоснование своих доводов сослалась на апелляционное определение 2-го Западного окружного суда от 29 сентября 2020 г. N 33-1014/2020 и кассационное определение Кассационного военного суда от 28 декабря 2020 г. N 88-2464/2020, вынесенные по исковому заявлению сотрудника полиции ФИО19
Однако иная правовая позиция судов по вопросу применения на территории города Байконура Постановления Правительства от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (далее - Постановление N 1237) и Распоряжения N 1644 РС отражена в апелляционном определении 2-го Западного окружного суда от 25 августа 2020 года N 33-853/2020, оставленным без изменения определением Кассационного военного суда от 9 сентября 2020 года N 8Г-2655/2020, в связи с чем, полагает, что было нарушено единство судебной практики.
Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств дела, поскольку выплата районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию сотрудников Росгвардии, проходящих службу на комплексе "Байконур" и городе Байконуре приостанавлена не по причине отсутствия права указанных сотрудников на данную дополнительную выплату, а в связи с тем, что финансово-экономический департамент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации разрабатывает собственный подход к реализации прав сотрудников ОВО на комплексе "Байконур" в части выплаты районного коэффициента 1, 4.
Ссылается на п. 11, подп. "б" п. 14 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 157), ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", п. 3 ст. 2, пп. 8 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел" и приходит к выводу о том, что отсутствие в настоящее время нормативно-правовой базы Росгвардии, разработанной и утвержденной в установленном порядке, направленной на регулирование социальной защищенности сотрудников, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу на комплексе "Байконур" и в городе Байконуре, в части применения районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию, не лишает их права на получение районного коэффициента прежним порядком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что Распоряжение N 1644 РС противоречит Постановлению N 1237, является ошибочным, так как названное Постановление распространяет свое действие на территорию Российской Федерации, а город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, условия использования которого определены рядом международных договоров и соглашений. В этой связи считает, что город Байконур не может быть включен в перечень, утвержденный Постановлением N 1237.
Отмечает, что социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Байконура и комплекса "Байконур" в части применения процентных надбавок и районного коэффициента к системам оплаты труда, обеспечиваются неотмененным Распоряжением N 1644 РС, а также Указом Президента РФ от 12 апреля 2010 г. N 450 "Вопросы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур", Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 680 "О дополнительных условиях оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией", Указом Президента РФ от 2 февраля 2011 г. N 130 "О мерах по обеспечению социальной защиты работников органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией, и членов их семей".
Обращает внимание на то, что Федеральной службой войск национальной гвардии готовится проект Постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается установить дополнительную выплату за важность выполняемых задач в размере одного месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, что направлено на подмену выплаты районного коэффициента 1, 4 иной выплатой в меньшем объеме и не только в отношении сотрудников Росгвардии, имеющих специальные звания полиции.
В заключение автор жалобы указывает, что сложившаяся ситуация ухудшила социальную защищенность сотрудников Росгвардии, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу на комплексе "Байконур" и в городе Байконуре, в сравнении с остальным персоналом космодрома "Байконур".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО20. считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
На территории комплекса г. Байконура действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и (или) работающих на комплексе "Байконур" от 12 октября 1998 г, согласно которому социальные гарантии указанной категории граждан Российской Федерации обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением.
В соответствии со ст.ст. 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Из изложенного следует, что г. Байконур, по правилам международного договора наделён статусом города федерального значения Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, распространены положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует, в том числе отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников.
Согласно п. 8 части 6 ст. 2 того же Федерального закона сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 16 ст. 2 того же Федерального закона Правительству РФ предписано установить порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок.
Правительством было издано Постановление N 1237 от 30 декабря 2011 г.
Пунктом 1 названного постановления Правительства РФ установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
При этом г. Байконур в приложении к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 не указан.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1 данного постановления предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих, сотрудников и лиц, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Постановление вступило в силу с 1 января 2012 г, за исключением специально оговоренных в нём категорий лиц (пункт 5).
Таким образом, с 1 января 2012 г, в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упорядочено применение коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию в связи с прохождением службы в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями и установлены правила их производства. При этом возможность сохранения ранее существовавшего порядка применения районных коэффициентов к денежному довольствию названным сотрудникам новым правовым регулированием не предусмотрена.
Из изложенного следует, что указанное Распоряжение N 1644 РС неприменимо при разрешении рассматриваемого гражданско-правового спора, как противоречащее Постановлению N 1237, которым коэффициент для территории комплекса г. Байконур не установлен, в связи, с чем доводы истца о том, что названное Распоряжение не отменено, является действующим и применимым на территории города Байконур являются несостоятельными.
Кроме того, как усматривается из расчетных листков, истцу, выплачивается, начиная с октября 2019 года, ежемесячная надбавка за службу в районах экологического кризиса на комплексе "Байконур" и в г. Байконуре (Республика Казахстан) в размере 30 процентов должностного оклада, предусмотренная Правилами выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1122, а также выплачивается надбавка за особые условия службы в подразделениях МВД России, дислоцированных на комплексе "Байконур", в размере 100 процентов должностного оклада, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1021 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные постановления, вынесенные по другому гражданскому делу, в силу изложенного, не может служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления. К тому же они приняты по гражданскому делу с учетом иных фактических обстоятельств и не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Таким образом, оснований для отмены решения 26 гарнизонного военного суда от 21 января 2021 года и принятия нового решения по настоящему делу не имеется, в связи, с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г. по исковому заявлению Рысинской Екатерины Дмитриевны к федеральному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.