Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И.
судей: Житникова Ю.В, Романова В.С, с участием секретаря судебного заседания Ревы Д.А, представителей ответчиков Кабаковой Р.Н, Вороновой Н.А, Морозовой О.В. истца Вавилова В.В. и его представителя Сергиенко Л.В. посредством видеоконференц-связи, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-29/8122/2021 по апелляционной жалобе представителя истца Сергиенко Л.В. на решение 26 гарнизонного военного суда от 27 января 2021 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Вавилова Владислава Владимировича к Главному управлению федеральной службы войск "данные изъяты" "данные изъяты"), федеральному государственному казенному учреждению "данные изъяты" и Отделу "данные изъяты" - филиалу "данные изъяты" о взыскании районного коэффициента к денежному довольствию.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителей ответчиков, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, и, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, истец проходит службу в "данные изъяты" на комплексе "Байконур" в должности "данные изъяты" Главного управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области. С 1 июня 2020 г. ему прекращена выплата районного коэффициента 1, 4, установленного на территории г. Байконура Распоряжением Совмина СССР от 20 июля 1987 N 1644 РС "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске и поселках Тюратаме и Акае Кзыл-Ординской области Казахской ССР" к денежному довольствию (далее - Распоряжение N1644 РС).
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с иском, в котором просил обязать Главное управление "данные изъяты", "данные изъяты" произвести перерасчет и выплатить доплату к реально выплаченному денежному довольствию за период с июня по декабрь 2020 года с учетом районного коэффициента 1, 4.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что с 1 июня 2020 г. выплата районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию была приостановлена до особого распоряжения на основании телеграммы от 25 мая 2020 года "данные изъяты", направленной Врио начальника ФГКУ "данные изъяты" в адрес начальника "данные изъяты" на комплексе "Байконур". Однако доказательств, подтверждающих законность приостановления выплаты районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию, кроме копии телеграммы ответчиком не предоставлено.
Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств дела, поскольку выплата районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию сотрудников "данные изъяты", проходящих службу на комплексе "Байконур" и городе Байконуре приостановлена не по причине отсутствия права указанных сотрудников на данную дополнительную выплату, а в связи с тем, что финансово-экономический департамент Федеральной службы "данные изъяты" разрабатывает собственный подход к реализации прав сотрудников "данные изъяты" на комплексе "Байконур" в части выплаты районного коэффициента 1, 4.
Ссылается на п. 11, подп. "б" п. 14 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 157 "данные изъяты" (далее - Указ Президента N 157), ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", п. 3 ст. 2, пп. 8 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел" и приходит к выводу о том, что отсутствие в настоящее время нормативно-правовой базы "данные изъяты", разработанной и утвержденной в установленном порядке, направленной на регулирование социальной защищенности сотрудников, имеющих специальные звания "данные изъяты" и проходящих службу на комплексе "Байконур" и в городе Байконуре, в части применения районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию, не лишает их права на получение районного коэффициента прежним порядком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что Распоряжение N 1644 РС противоречит Постановлению N 1237, является ошибочным, так как названное Постановление распространяет свое действие на территорию Российской Федерации, а город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, условия использования которого определены рядом международных договоров и соглашений. В этой связи считает, что город Байконур не может быть включен в перечень, утвержденный Постановлением N 1237. Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 1237 согласование в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба не прошёл.
Отмечает, что социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Байконура и комплекса "Байконур" в части применения процентных надбавок и районного коэффициента к системам оплаты труда, обеспечиваются неотмененным Распоряжением N 1644 РС, а также Указом Президента РФ от 12 апреля 2010 г. N 450 "Вопросы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур", Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 680 "О дополнительных условиях оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией", Указом Президента РФ от 2 февраля 2011 г. N 130 "О мерах по обеспечению социальной защиты работников органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, расположенных в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией, и членов их семей", п. 15 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 481 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Обращает внимание на то, что Федеральной службой "данные изъяты" готовится проект Постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается установить дополнительную выплату за важность выполняемых задач в размере одного месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, что направлено на подмену выплаты районного коэффициента 1, 4 иной выплатой в меньшем объеме и не только в отношении сотрудников "данные изъяты", имеющих специальные звания "данные изъяты".
В заключение автор жалобы указывает, что сложившаяся ситуация ухудшила социальную защищенность сотрудников "данные изъяты", имеющих специальные звания "данные изъяты" и проходящих службу на комплексе "Байконур" и в городе Байконуре, в сравнении с остальным персоналом космодрома "Байконур".
В возражениях на апелляционную жалобу представители ответчиков Морозова О.В. и Сигилёва Н.А. считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
На территории комплекса г. Байконура действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и (или) работающих на комплексе "Байконур" от 12 октября 1998 г, согласно которому социальные гарантии указанной категории граждан Российской Федерации обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением.
В соответствии со ст.ст. 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Из изложенного следует, что г. Байконур, по правилам международного договора наделён статусом города федерального значения Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, распространены положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует, в том числе отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников. Согласно п. 8 части 6 ст. 2 того же Федерального закона сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В силу ч. 16 ст. 2 того же Федерального закона Правительству РФ предписано установить порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок.
Правительством издано Постановление N 1237 от 30 декабря 2011 г. Пунктом 1 названного постановления Правительства РФ установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению. При этом г. Байконур в приложении к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 не указан. Кроме того, абзацем вторым пункта 1 данного постановления предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих, сотрудников и лиц, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются. Постановление вступило в силу с 1 января 2012 г, за исключением специально оговоренных в нём категорий лиц (пункт 5).
Таким образом, с 1 января 2012 г, в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упорядочено применение коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию в связи с прохождением службы в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями и установлены правила их производства. При этом возможность сохранения ранее существовавшего порядка применения районных коэффициентов к денежному довольствию названным сотрудникам новым правовым регулированием не предусмотрена.
Из изложенного следует, что вышеуказанное Распоряжение N 1644 РС неприменимо при разрешении рассматриваемого гражданско-правового спора, как противоречащее Постановлению N 1237, которым коэффициент для территории комплекса г. Байконура не установлен, в связи с чем доводы истца о том, что названное Распоряжение не отменено и действует на территории города Байконура являются несостоятельными.
Кроме того, как усматривается из расчетных листков, истцу, выплачивается, начиная с октября 2019 года, ежемесячная надбавка за службу в районах экологического кризиса на комплексе "Байконур" и в г. Байконуре (Республика Казахстан) в размере 30 процентов должностного оклада, предусмотренная Правилами выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1122, а также выплачивается надбавка за особые условия службы "данные изъяты", дислоцированных на комплексе Байконур, в размере 100 процентов должностного оклада, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1021 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены решения 26 гарнизонного военного суда от 21 января 2021 г. и принятия нового решения по настоящему делу не имеется, в связи, с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 27 января 2021 г. по исковому заявлению Вавилова Владислава Владимировича к Главному управлению федеральной службы войск "данные изъяты", Федеральному государственному казенному учреждению " "данные изъяты" и Отделу "данные изъяты" - филиал Федерального государственного казённого учреждения "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Сергиенко Л.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.