Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-235/2021 по апелляционной жалобе ответчика -Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) на решение 26 гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 г, которым частично удовлетворён иск Жолымбетова Серика Есентаевича к ОПФР по г. Байконур о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 23 сентября 2020 г. N Жолымбетову отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на основании его заявления от 9 июня 2020 г. в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган не включил в стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно, периоды работы истца с 13 апреля по 30 октября 1993 г. на должности "данные изъяты" войсковой части "данные изъяты" Министерства обороны РФ, с 1 ноября 1993 г. по 5 апреля 1994 г. - "данные изъяты", с 6 апреля 1994 г. по 24 марта 1995 г. - "данные изъяты", с 10 апреля 1995 г. по 27 февраля 1996 г. - "данные изъяты"; периоды работы индивидуальным предпринимателем - "данные изъяты" с 7 марта 1996 г. по 21 марта 1997 г. и с 14 апреля 1997 г. по 27 мая 2000 г, а также период работы на должности "данные изъяты"" филиала в г. Байконур "данные изъяты" с 1 июня 2000 г. по 8 июня 2020 г. с учётом льготного исчисления выслуги лет. Пенсионный орган исходил из того, что данные периоды не подтверждены документально либо не предусмотрены списками работ, с учётом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно, а также в связи с отменой в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за осуществление лечебной деятельности и отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
Полагая свои права нарушенными, Жолымбетов обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 23 сентября 2020 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, обязать ответчика зачесть названные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 9 декабря 2021 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение ОПФР по г. Байконур об отказе Жолымбетову в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 13 апреля по 30 октября 1993 г. на должности "данные изъяты", с 1 ноября 1993 г. по 5 апреля 1994 г. - "данные изъяты", с 6 апреля 1994 г. по 24 марта 1995 г. - "данные изъяты", с 10 апреля 1995 г. по 27 февраля 1996 г. - "данные изъяты" и с 1 июня 2000 г. по 8 июня 2020 г. на должности "данные изъяты", а также обязал ОПФР по г. Байконур назначить Жолымбетову досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган - с 9 июня 2020 г.
В удовлетворений требований истца о зачёте в специальный стаж периодов работы индивидуальным предпринимателем - "данные изъяты" с 7 марта 1996 г. по 21 марта 1997 г. и с 14 апреля 1997 г. по 27 мая 2000 г. и о назначении пенсии с 9 декабря 2021 г. суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшим в период работы истца на должностях "данные изъяты" была предусмотрена только должность "данные изъяты", а воинские части, базы автотранспорта и механические заводы в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, не указаны.
Отмечает, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий в связи осуществлением леченой деятельности был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поэтому период работы истца в сельской поликлинике "данные изъяты" с 1 июня 2000 г. по 8 июня 2020 г. обоснованно не был зачтён в специальный стаж.
Полагает, что вывод суда о необходимости применения при назначении истцу страховой пенсии по старости размера индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК), требуемого в 2016, а не в 2020 году, когда он обратился с заявлением о назначении пенсии, основан на неправильном применении норм материального права, а именно неверном толковании положений части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно копиям удостоверения личности и адресной справки, Жолымбетов, "данные изъяты" года рождения, является гражданином "данные изъяты" и проживает в "данные изъяты".
Девятого июня 2020 г. истец обратилась в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако решением ответчика от 23 сентября 2020 г N ему отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на отсутствие требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж истца, в том числе периоды работы:
- с 13 апреля по 30 октября 1993 г. на должности "данные изъяты", с 1 ноября 1993 г. по 5 апреля 1994 г. - "данные изъяты", с 6 апреля 1994 г. по 24 марта 1995 г. - "данные изъяты" и с 10 апреля 1995 г. по 27 февраля 1996 г. на должности "данные изъяты", в связи с тем, что названные периоды не подтверждены ответами на запросы в архивные органы;
- с 1 июня 2000 г. по 8 июня 2020 г. на должности "данные изъяты" с учётом льготного исчисления выслуги лет в связи с отменой в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за осуществление лечебной деятельности и отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
В соответствии со статьями 1, 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 1 января 2015 г.), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно, если они имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 того же Федерального закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу части 1 статьи 11 и части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4, 5, 10, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, при подсчёте страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Кроме того, в силу подпункта "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях", необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество " "данные изъяты"".
Как видно из материалов дела, работа истца на должностях "данные изъяты" соответственно в периоды с 13 апреля по 30 октября 1993 г, с 1 ноября 1993 г. по 5 апреля 1994 г, с 6 апреля 1994 г. по 24 марта 1995 г. и с 10 апреля 1995 г. по 27 февраля 1996 г. подтверждена архивной справкой от 25 сентября 2020 г. (л.д. 29-30), копиями архивных справок от 6 октября 2020 г, от 21 августа 2020 г. (л.д. 82, 83-84) и трудовой книжки (л.д. 20-23).
Согласно положениям раздела II Перечня, работа на должностях "данные изъяты" - все независимо от наименования должности, в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе клиниках, клинических частях, медсанчастях, даёт право на пенсию за выслугу лет.
В Список, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, включена работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исходя из положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, и Списка, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, работа врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, фельдшеров, зубных врачей в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23 сентября 2010 г. N 1183-О-О, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждёнными Правительством РФ в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве врача-стоматолога, фельдшера, начальника медицинского пункта в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.
Поскольку спорные периоды работы истца проходили в структурных подразделениях Министерства обороны РФ, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что работа в указанных должностях подлежала включению в специальный стаж.
Работа Жолымбетова, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования с 25 мая 2020 г. (л.д. 78), на должности "данные изъяты" с 1 июня 2000 г. подтверждается трудовой книжкой (л.д. 20-23, 75-78), справками, уточняющими льготный характер работы и условий труда (л.д. 26-27), справкой медицинского учреждения от 2 сентября 2020 г. (л.д. 28).
Кроме того, из выписки по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО " "данные изъяты"" (л.д. 134-147) усматривается, что в период с декабря 2000 года в пользу истца перечисляются страховые взносы на государственное пенсионное обеспечение в пенсионные органы Республики Казахстан.
При таких данных, учитывая, что пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации и истец отвечает соответствующим условиям назначения досрочной страховой пенсии по старости как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий в связи с осуществлением лечебной деятельности сама по себе не может служить основанием для отказа Жолымбетову во включении периода работы с 1 июня 2000 г. по 8 июня 2020 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и обоснованно включил его в специальный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочном применении судом норм, касающихся величины ИПК, также не могут повлечь отмену обжалуемого решения по следующим основаниям.
Действительно, в силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, указанным в пункте 20 названной нормы, при наличии у них величины ИПК в размере не менее 30.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 35 названного Федерального закона это требование закона реализуется поэтапно - с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины ИПК 30.
При этом названной нормой предусмотрено, что необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, если 2016 год является годом назначения страховой пенсии по старости досрочно, то необходимая величина ИПК будет составлять 9, 0. В 2020 году эта величина составила 18, 6.
Исходя из расчёта ИПК и стажа, дающего истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", представленного в суд стороной ответчика (л.д. 70-71, 72-73), а также объяснений представителя ответчика в суде первой инстанции, необходимый стаж при условии включения в него указанных спорных периодов Жолымбетов достиг 10 ноября 2016 г, а по состоянию на 8 июня 2020 г. специальный стаж истца составил 34 г. 05 мес. 26 дн. При этом размер ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, составил 13, 915.
Следовательно, в случае обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно в 2016 году, размер ИПК был бы не ниже, установленного в этом году(13, 915"9, 0).
Исходя из положений пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях, величина ИПК напрямую зависит от суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию по старости.
В силу частей 15, 17 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков её назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону, применятся коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости. Он определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости, по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Поскольку в отношении Жолымбетова, работающего в учреждении здравоохранения Республики Казахстан, сведения об уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд РФ отсутствуют, с 2015 года ИПК по взносам у истца составил 0 и, следовательно, величина ИПК не увеличилась. Поэтому, даже при условии применения повышающего коэффициента 1, 16 (приложение 1), в 2020 году, когда он обратился в пенсионный орган, размер ИПК не достиг требуемой величины 18, 6 (13, 915х1, 16=16, 141), что явилось препятствием для назначения Жолымбетову страховой пенсии по старости досрочно.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО "данные изъяты" (л.д. 134-147), с 2015 года по апрель 2021 г. Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "данные изъяты" перечислял в пользу истца страховые взносы на государственное пенсионное обеспечение в пенсионные органы Республики Казахстан.
Таким образом, компетентным органом Республики Казахстан подтверждён период уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение истца с 2015 года по дату обращения в ОПФР г. Байконур.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой", исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 23 декабря 2004 г. N 19-П и др.).
При таких данных, принимая во внимание особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, которым международным договором предоставлены гарантии пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, учитывая приведённые ранее правовые нормы и разъяснения Правления Пенсионного фонда РФ, касающиеся порядка включения в подсчёт страхового стажа периодов работы, осуществлявшейся после 1 января 2002 г. лицами на территориях государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, подтверждённых уплатой страховых взносов в соответствующий орган страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неуплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении Жолымбетова после 1 января 2015 г. не должна препятствовать реализации истцом права своевременно и в полном объёме получить названную пенсию.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Жолымбетову досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 г. по иску Жолымбетова Серика Есентаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.