Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-85/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2021 г, которым удовлетворён иск бывшего военнослужащего войсковой части 32755 рядового запаса Трунилова Сергея Владимировича к Министерству обороны РФ о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Трунилов проходил военную службу по контракту с 2007 года, имел воинское звание "данные изъяты". В сентябре 2010 г. он заключил второй контракт о прохождении военной службы, в связи с чем на основании пункта 4 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) в письменном обращении от 5 апреля 2013 г. изъявил желание стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). Однако в реестр участников НИС истец был включён регистрирующим органом только в августе 2018 г. с датой возникновения основания для включения 5 апреля 2013 г. Именной накопительный счёт (далее - ИНС) открыт ему 30 августа 2018 г. и, поскольку положенные истцу накопления были учтены на ИНС и переданы в доверительное управление только с 1 сентября 2018 г, доход от их инвестирования стал начисляться и учитываться, начиная с третьего квартала 2018 г. В январе 2019 г. Трунилов исключён из списков личного состава воинской части в связи с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья и ему перечислены накопления с закрытием ИНС.
Поскольку несвоевременное включение в реестр привело к начислению на его ИНС накоплений на жилищное обеспечение за период с даты возникновения основания для включения по дату открытия счёта без учёта доходов от инвестирования, что значительно уменьшило размер выплаченных ему денежных средств и нарушило его права, Трунилов обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС и взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу 367 749, 63 руб. в счёт компенсации недоначисленного инвестиционного дохода в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС с даты возникновения основания для включения в реестр - 5 апреля 2013 г, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 979 руб. и по оплате услуг представителя 50 000 руб.
Суд первой инстанции исковое заявление удовлетворил частично, отказав в удовлетворении требования истца о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в полном объёме, взыскав в пользу истца в этой части 7 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Закона и Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 (далее - Правила), указывает, что поскольку Трунилов был включён в реестр лишь в 2018 году, его ИНС в оспариваемый период был закрыт и получить доход от инвестирования невозможно. Инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление прав истца на упущенный инвестиционный доход за счёт бюджетных средств не учитывает специфику правоотношений. Право истца может быть восстановлено за счёт поступающего и распределяемого в Росвоенипотеку дохода.
По мнению автора жалобы, взысканная судом в пользу истца денежная сумма в счёт возмещения понесённых им судебных расходов не отвечает принципам разумности и справедливости, не соответствует степени сложности дела и объёму оказанных юридических услуг. Полагает, что истец мог обратиться за бесплатной юридической помощью на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 4, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 15 того же Федерального закона устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Согласно частям 4-6 статьи 9 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Доходы от инвестирования средств учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.
Из материалов дела следует, что Трунилов с 2007 года проходил военную службу по контракту, имел воинское звание "данные изъяты". В сентябре 2010 г. он заключил второй контракт о прохождении военной службы, а 5 апреля 2013 г. в письменном обращении изъявил желание стать участником НИС.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона (в редакции, действовавшей до 13 августа 2019 г.) к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, изъявившие желание стать участниками НИС. Основанием для включения их в реестр участников является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников.
Таким образом, Трунилов с 5 апреля 2013 г. подлежал включению в реестр участников НИС и в силу приведённых норм с указанного времени был вправе рассчитывать на все денежные средства, составляющие в совокупности накопления для жилищного обеспечения, предусмотренные Законом.
Однако судом установлено, что по вине должностных лиц органов военного управления он включён регистрирующим органом в реестр участников НИС только в августе 2018 г. с датой возникновения основания для включения 5 апреля 2013 г, ИНС ему открыт 30 августа 2018 г, положенные накопления учтены на ИНС и переданы в доверительное управление с 1 сентября 2018 г, а поэтому доход от их инвестирования стал начисляться и учитываться, начиная с третьего квартала 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
Исходя из положений раздела III Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 января 2009 г. N 30 (действовавшей до 8 июня 2013 г.), разделов III, IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 (действовавшего до 9 июня 2017 г.), а также раздела III Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. N 245 (действовавшего до 7 ноября 2020 г.), за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, отвечают командиры воинских частей.
Таким образом, в связи с несвоевременным включением истца в реестр накопления для жилищного обеспечения за период с даты возникновения у него основания для включения в реестр по дату открытия ИНС были учтены без учёта доходов от инвестирования средств, то есть в меньшем размере, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно Приложению N 7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2018 году, публикуемой на официальном сайте Росвоенипотеки, сумма учтённого инвестиционного дохода у военнослужащего, включённого в реестр участников НИС в апреле 2013 г, составила 390 022 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 10 и пункта 13 Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий. Министерство обороны РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что восстановление нарушенного права Трунилова возможно путём взыскания с Министерства обороны РФ 390 022 руб, то есть величины инвестиционного дохода, который был бы начислен истцу в случае своевременного включения в реестр участников НИС.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу Трунилова судебных расходов, указанных в решении, так как они являются обоснованными и подтверждены соответствующими документами.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец мог воспользоваться бесплатной юридической помощью, не может служить основанием для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, возможность пользоваться бесплатной юридической помощью является правом, а не обязанностью гражданина.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2021 г. по иску Трунилова Сергея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.