Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Дзадзиева Д.А, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Попове В.А, с участием представителя административного истца Шамайляна Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-529/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 октября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего N авиационно-технической базы N Армии ВВС и ПВО Северного флота прапорщика Петрова Алексея Михайловича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Петров заключил первый контракт о прохождении военной службы 12 декабря 2005 года, а 18 мая 2007 года ему присвоено воинское звание прапорщик. 12 декабря 2008 года общая продолжительность военной службы административного истца составила три года.
Несмотря на то, что 12 декабря 2008 года у Петрова возникло право на включение в реестр участников НИС в обязательном порядке, в указанный реестр он был включен только 13 апреля 2018 года с датой основания включения в реестр - 12 декабря 2008 года. В связи с этим размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его именном накопительном счете, отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в декабре 2008 года.
Полагая свои права нарушенными, Петров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 12 декабря 2008 года по дату фактического открытия ИНС, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, за вычетом фактически учтенных накоплений на ИНС доходов от инвестирования.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3, 5, 6, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) и п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Постановление), указывает на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Петрову накопления были учтены на его ИНС после его открытия 27 апреля 2018 года, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Обращает внимание на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года по делу N 33-43907/2018 и определением того же суда от 12 апреля 2019 года по делу N 4г-3947/2019 в удовлетворении заявленных требований по аналогичному иску было отказано.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, 12 декабря 2005 года Петров заключил первый контракт о прохождении военной службы, а 18 мая 2007 года ему присвоено воинское звание "прапорщик".
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основаниями включения в реестр участников НИС являются присвоение им соответствующего воинского звания прапорщик (мичман) и достижение ими общей продолжительность военной службы по контракту три года, начиная с 1 января 2005 года.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Петров подлежал включению в реестр участников НИС с 12 декабря 2008 года.
Однако административный истец в указанный реестр был включён только 13 апреля 2018 года, а его ИНС открыт 27 апреля того же года на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 12 декабря 2008 года, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС, из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после открытия ИНС накопления Петрова стали учитываться Росвоенипотекой с учётом доходов от их инвестирования, которые за период с 12 декабря 2008 года по 31 декабря 2019 года составили лишь "данные изъяты", в то время как согласно п. 48 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2020 года) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в декабре 2008 года, должна составлять "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, по вине должностных лиц МО РФ, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Петрова после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по дату фактической передачи его накопительных взносов в доверительное управление в размере "данные изъяты", что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного приведенными выше требованиями Закона.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, в связи с чем по вышеизложенным основаниям они не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 октября 2020 года по административному исковому заявлению Петрова Алексея Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.