Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 марта 2021 г. гражданское дело N 2-2909/2020 по апелляционной жалобе Цивилева Владимира Николаевича на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2020 г. по иску Цивилева Владимира Николаевича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии, взыскании денежных средств, включении периодов работы в страховой стаж.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав объяснения истца Цивилева В.Н, представителя ответчика - Анемподистова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цивилев В.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга), в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 20 мая 2017 г, взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере 88 600 руб, а также обязать ответчика включить в страховой стаж истца с дальнейшим перерасчетом и индексацией период прохождения военной службы по призыву с 1976 по 1978 г.г. в двойном размере на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, включить в страховой (трудовой) стаж период работы в ООО "Научно-производственное предприятие "Акрон" с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г.
В обоснование заявленных требований, истец ссылался на то, что 20 мая 2017 г. ему была назначена пенсия в размере 5 716 руб. Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 г. УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга было обязано включить в страховой стаж истца периоды работы с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г, в остальной части в удовлетворении требований было отказано. При этом, перерасчет пенсионным органом был произведен с 29 марта 2019 г, размер пенсии истца составил 10 516 руб. Истец полагал, что перерасчет должен был быть произведен пенсионным органом с даты первоначального назначения пенсии. Полагая свои пенсионные права нарушенными, Цивилев В.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Цивилев В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения, ссылаясь на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Со стороны ответчика УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, с 20 мая 2017 г. Цивилеву В.Н. назначена страховая пенсия по старости.
В целях оспаривания решения пенсионного органа о не учете периодов работы истца, Цивилев В.Н. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга за защитой своих пенсионных прав.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 г. по делу N 2-1609/2018, суд обязал УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга включить Цивилеву В.Н. в страховой стаж (общий трудовой) периоды работы с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г. в Автотранспортной конторе, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г. в Ленинградском пассажирском таксомоторном предприятии N 2, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г. в ТОО "Вулкан". В удовлетворении требований о включении в страховой стаж периодов работы Цивилева В.Н. с 10 августа 1999 г. по 30 июня 2003 г, с 4 февраля 2015 г. по 23 апреля 2015 г. - отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу.
27 мая 2019 г. Цивилев В.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периодов работы, указанных в решении суда.
С 1 июня 2019 г. УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга произведен перерасчет размера пенсии истца, согласно которому расчетный размер трудовой пенсии по старости определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 1173-ФЗ из:
- общего трудового стажа до 2002 г. 26 лет 0 месяцев 20 дней;
- заработной платы за 1978-1983 г.г.
- отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период - 1, 045;
- общего трудового стажа до 1991 г. для валоризации - 17 лет 3 месяца 25 дней (коэффициент валоризации 0, 27).
В настоящее время размер пенсии истца составляет 11 211 руб. 19 коп, из которых 5 686 руб. 25 коп. - фиксированная выплата.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Разрешая спор по существу, проанализировав положения ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при предоставления недостающих документов в течение трех месяцев со дня обращения за страховой пенсией, днем обращения за ней считается дата подачи соответствующего заявления. Обращение за перерасчетом пенсии с предоставлением дополнительных документов в более поздние сроки, влечет обязанность пенсионного органа произвести такой перерасчет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое заявление.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что поскольку в вышеуказанном решении Фрунзенского районного суда от 26 ноября 2018 г. по делу N 2-1609/2018 отсутствует указание на перерасчет размера пенсии Цивилева В.Н. с даты первоначального обращения, и учитывая, что с заявлением о перерасчете пенсии по старости последний обратился в пенсионный орган 27 мая 2019 г, ответчик, с учетом представленных документов и судебного решения, правомерно произвел перерасчет размера пенсии со следующего за обращением месяца, то есть с 1 июня 2019 г, что соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приходя к указанному выводу, судом также учтено, что наличие оснований для включения в общий страховой стаж истца указанных в судебном акте периодов работы установлено лишь судебным решением от 26 ноября 2018 г, следовательно, перерасчет пенсии может быть произведен Цивилеву В.Н. не ранее даты вынесения судебного решения, в связи с чем, с учетом данных обстоятельств, исковые требования в части перерасчета размера пенсии и взыскания недоплаченной пенсии в размере 88 600 руб. оставлены без удовлетворения.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
На основании указанных разъяснений, изложенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13, в целях определения юридически значимых обстоятельств по делу, судебной коллегией было из УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга истребовано пенсионное дело Цивилева В.Н. N 437766.
Из материалов указанного пенсионного дела следует, что 28 апреля 2017 г. Цивилев В.Н. обратился в УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии.
Решением пенсионного органа от 5 июня 2017 г. истцу была назначена пенсия в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 20 мая 2017 г. по бессрочно, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 5 711 руб. 53 коп.
При этом, протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 597от 1 июня 2017 г. комиссия рекомендовала исключить из страхового стажа Цивилева В.Н. периоды работы:
- с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г. в Автотранспортной конторе, поскольку запись о работе заверена печатью, предназначенной "для хозяйственных и денежных документов", не является печатью организации или отдела кадров, в связи с чем, запись о работе требует уточнения, уточняющие документы не представлены;
- с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г. в Ленинградском пассажирском таксомоторном предприятии N 2, поскольку в записи о приеме в дате приказа о приеме имеется исправление месяца (10 исправлено на 12), в связи с чем, запись о работе требует уточнения, уточняющие документы не представлены;
- с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г. в ТОО "Вулкан", поскольку запись о работе заверена печатью, в оттиске которой усматривается местонахождение организации Дзержинский район, при этом, распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 11 марта 1994 г N 196-р было изменено административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга, вместо Дзержинского, Куйбышевского и Смольнинского районов образован Центральный район Санкт-Петербурга, таким образом, в 1997 г. в печати не должно быть указания на Дзержинский район. Согласно ответу на запрос из УПФР в Центральном районе, ТОО "Вулкан" могло пользоваться устаревшей печатью, поскольку создано было еще в Дзержинском районе (дата регистрации в ПФР 6 ноября 1991 г.), названия или формы собственности после издания Распоряжения N 196-р предприятие не меняло. При этом, с 1993 г. организация не вела финансово-хозяйственную деятельность, страховые платежи не уплачивались, в связи с чем, факт работы Цивилева В.Н. в данной организации вызывает сомнение.
Данные выводы комиссии УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга были оценены и отклонены судом в вышеуказанном решении от 26 ноября 2018 г. по гражданскому делу N 2-1609/2018, поскольку нарушение работодателем правил ведения трудовых книжек не может ущемлять пенсионных прав работника и служить основанием для отказа во включении в стаж указанных периодов работы Цивилева В.Н, кроме того, ТОО "Вулкан" могло пользоваться устаревшей печатью, поскольку было создано еще в Дзержинском районе, названия и формы собственности предприятие не меняло (л.д. 62-64).
Таким образом, из материалов пенсионного дела истца, а также из вышеуказанного вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 г. по делу N 2-1609/2018 усматривается, что при рассмотрении спора относительно отказа пенсионного органа во включении периодов работы истца с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г. судом оценивались те же самые документы, которые были представлены истцом в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии от 28 апреля 2017 г, сведения о наличии каких-либо новых доказательств, кроме тех, которые изначально предоставлялись Цивилевым В.Н. при обращении за назначением пенсии, отсутствуют. При этом, разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что представленные истцом документы были неправильно оценены пенсионным органом.
Из изложенного следует, что принимая решение по заявлению истца от 28 апреля 2017 г. УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга необоснованно не включило в страховой (общий трудовой) стаж периоды работы Цивилева В.Н. с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г. В связи с этим, он был вынужден в судебном порядке защищать свое право на пенсионное обеспечение. До вступления в силу названного судебного акта от 26 ноября 2018 г. истец из-за необоснованного не включения ему пенсионным органом в страховой стаж указанных периодов работы фактически был лишен возможности реализовать свое право на получение страховой пенсии в большем размере.
Вследствие неправильного применения норм материального права суд первой инстанции не определили не установилюридически значимое для правильного разрешения настоящего спора обстоятельство, а именно с какого момента у Цивилева В.Н. возникло право на назначение страховой пенсии с учетом вышеуказанных периодов работы, и, соответственно, на получение пенсии в большем размере, чем ему было назначено решением пенсионного органа с 20 мая 2017 г.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2020 г. N 16-КГ20-24-К4.
С учетом данных обстоятельств, выводы суда первой инстанции о том, что наличие оснований для включения в общий страховой стаж истца указанных в судебном акте периодов работы установлено лишь судебным решением от 26 ноября 2018 г, следовательно, перерасчет пенсии может быть произведен Цивилеву В.Н. не ранее даты вынесения судебного решения признаются судебной коллегией ошибочными, основанными на ошибочном толковании норм материального права при разрешении спора, связанного с реализацией права на пенсионное обеспечение лица, которое может быть отнесено к гражданам, нуждающимся в социальной защите, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Цивилева В.Н. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
То обстоятельство, что Цивилев В.Н. не заявил требование о произведении перерасчета в рамках гражданского дела N 2-1609/2018 с учетом периодов работы с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г, не может лишать его права на своевременное произведение такого перерасчета.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что все документы, подтверждающие стаж работы истца с 27 мая 1975 г. по 30 сентября 1975 г, с 25 декабря 1985 г. по 24 августа 1992 г, с 31 августа 1992 г. по 14 апреля 1997 г. имелись в распоряжении пенсионного органа при первоначальном обращении истца за назначении пенсии, однако, необоснованно не были учтены УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. В отсутствие каких-либо других документов, которые были представлены Цивилевым В.Н. и получили дополнительную оценку суда при разрешении спора по гражданскому делу N 2-1609/2019, судебная коллегия приходит к однозначному выводу о том, что пенсия с учетом вышеуказанных периодов изначально не была назначена по вине пенсионного органа.
Таким образом, судебная коллегия, учитывая положения ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Цивилева В.Н. и осуществить доплату неполученной части пенсии с учетом периодов, включенных в страховой стаж Цивилева В.Н. на основании решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 г. по гражданскому делу N 2-1609/2018 с 20 мая 2017 г. (даты первоначального назначения пенсии), в связи с чем, решение суда об отказе в иске в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в редакции федерального закона N 213-ФЗ от 24 июля 2009 г, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб. 00 коп.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
На основании п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с данным пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о включении в страховой стаж Цивилева В.Н. периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии, по призыву, с 1976 г. по 1978 г, в двойном размере, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пенсия истцу Цивилеву В.Н. назначена в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, согласно которому исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии указанным пунктом производится в календарном порядке.
Возможность включения в общий трудовой стаж периодов военной службы по призыву, имевшей место до 1 января 2002 г. в двойном размере предусмотрена п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, однако, согласно представленному УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга расчету, с 20 мая 2017 г. Цивилеву В.Н. установлена страховая пенсия по старости, расчетный размер пенсии по старости определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ из общего трудового стажа до 2002 г. - 26 лет 0 мес. 29 дней и заработной платы за 1978-1983 годы и в настоящее время размер пенсии истца составляет 11 211 руб. 19 коп, в то время как размер пенсии истца при учете периода обучения и службы в армии по призыву, учтенного в двойном размере по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ составит 7 973 руб. 86 коп, в связи с чем, определять расчетный размер пенсии истца по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ нецелесообразно, поскольку это приведет к уменьшению размера страховой пенсии. Размер пенсии истца исчислен по наиболее выгодному для пенсионера варианту, в результате оценки пенсионных прав застрахованного лица в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, вопреки доводам истца, из двух возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета страховой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при котором периоды военной службы по призыву в двойном размере не включаются в продолжительность стажа в целях определения размера пенсии.
Судебная коллегия также полагает, что правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода работы в ООО "Научно-производственное предприятие "Акрон" с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. у суда первой инстанции также не имелось, ввиду чего в данной части иска также правомерно отказано.
В имеющейся в материалах дела выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 95) указан период работы истца в ООО "Научно-производственное предприятие "Акрон" с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г, сведения о начислении (уплате) страховых взносов за указанный период отсутствуют.
Согласно представленным УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга сведениям, согласно п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, территориальный орган ПФР ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом вносит на лицевые счета застрахованных лиц сведения о дате приема на работу и дате увольнения. В связи с вышеизложенным, период работы Цивилева В.Н. в ООО "Научно-производственное предприятие "Аркон" с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. не был включен в стажевое досье при назначении пенсии, так как по состоянию на 2 мая 2017 г. отсутствовал в выписке из индивидуального лицевого счета.
Из материалов дела следует, что право истца на пенсию по старости пенсионным органом не оспаривается, такая пенсия была истцу назначена с 20 мая 2017 г. Исковые требования о включении в страховой стаж спорного периода работы ООО "Научно-производственное предприятие "Аркон" заявлены истцом только с целью перерасчета размера пенсии, поскольку истец полагает, что включение спорных периодов в страховой стаж приведен к увеличению размера уже получаемой им пенсии, при этом, данная позиция истца является ошибочной, поскольку указанный период работы имел место после 1 января 2002 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
При этом, исходя из положений ч.ч. 10, 11 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 г. отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Исходя из изложенных норм права, размер страховой пенсии по старости определяется исходя из страхового стажа и заработка, приобретенного гражданином до 1 января 2002 г. и размера страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г.
Таким образом, при определении размера пенсии гражданина правовое значение имеет страховой стаж, приобретенный только до 1 января 2002 г, наличие или отсутствие страхового стажа после указанной даты на размер страховой пенсии по старости не влияет, поскольку после 1 января 2002 г. учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как было указано, право истца на пенсию по старости ответчиком не оспаривается, было установлено при первоначальном назначении истцу пенсии 20 мая 2017 г, и заявленный истцом период после 1 января 2002 г. не влияет на наличие у истца такого права.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при определении размера пенсии истца пенсионным органом подлежал учету только страховой стаж истца по 31 декабря 2001 г, а оснований для включения периода работы после 1 января 2002 г в страховой стаж не имеется, поскольку при отсутствии выплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период страховых взносов, включение его в страховой стаж не влияют на размер пенсии истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2020 г, - отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Цивилева Владимира Николаевича о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга произвести перерасчет страховой пенсии по старости Цивилева Владимира Николаевича и осуществить доплату неполученной части пенсии с учетом периодов, включенных в стразовой стаж Цивилева Владимира Николаевича на основании решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 г. по гражданскому делу N 2-1609/2018, с 20 мая 2017 г.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2020 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Цивилева Владимира Николаевича, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.