Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Игнатьевой О.С.
судей
Бучневой О.И, Игумновой Е.Ю.
с участием прокурора
при секретаре
Снигищенко Е.Ф.
Девиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2021 года гражданское дело N 2-6064/2019 по апелляционному представлению природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, апелляционной жалобе Администрации Фрунзенского района на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года по иску Природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Фрунзенского района об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой О.С, объяснения представителя ответчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Кораблевой Л.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Снигищенко Е.Ф, возражавшей против доводов жалобы ответчика, поддержавшей представление прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор города Санкт-Петербурга обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о возложении на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязанности в 360-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, вдоль Забалканского проезда (от точки с координатами: 59.818781, 30.402175 до точки с координатами: 59.827779, 30.437672; от точки с координатами: 59.818629, 30.401573 до точки с координатами: 59.828574, 30.439471).
В обоснование требований природоохранный прокурор ссылался на то, что в ходе проверки по вышеуказанным координатам установлено, что на почве размещены отходы производства и потребления (грунт, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена, отходы древесины, отработанные автомобильные покрышки и пр.). В соответствии с Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1098 от 19.12.2017, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2019 суд обязал администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 360-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, вдоль Забалканского проезда (от точки с координатами от 59.818609 и 30.401826 до 59.827779 и 30.437672 и от 59.818629 и 30.401573 до 59.828574 и 30.439471).
Этим же решением суд взыскал с администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 6 000 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов апеллянт указывает на то, что по указанным в решении суда координатам не имеется отходов и истцовой стороной не представлено доказательств, подтверждающих наличие отходов, также районная администрация полагает, что не является надлежащим ответчиком по данному делу, оспаривает правомерность возложения на нее судебных расходов по уплате государственной пошлины.
От природоохранного прокурора города Санкт-Петербурга поступило апелляционное представление на решение суда, в котором Природоохранный прокурор города Санкт-Петербурга полагает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 6 000 руб. как постановленное с нарушением норм процессуального права.
В порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица - Комитет финансов Санкт-Петербурга, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
Руководствуясь ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые силу статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобе и представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 11 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 этого же Федерального закона).
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" предусмотрено, что одной из задач Администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.
Задачами администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией (пункт 3.10.4 указанного Постановления).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга 04.04.2019 проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории общего пользования вдоль Забалканского проезда. На данной территории размещены отходы производства и потребления в виде грунта, боя кирпича, автомобильных покрышек, боя бетона и других отходов, что подтверждается актом проверки от 04.04.2019 (л.д.1-8).
Земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не является.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3 и 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установив, что вышеуказанная территория, на которой расположена свалка отходов производства и потребления, в адресную программу несанкционированных мест размещения свалочных масс на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, планируемых к ликвидации в 2019 году, не включена, и учитывая, что Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098, районные администрации наделены полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок отходов, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку неисполнение районной администрацией полномочий по организации сбора и ликвидации отходов негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность района, нарушает право на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В силу пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.10.4 названного Положения предусмотрено, что администрации районов наделены полномочиями организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на ответчика.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие на спорной территории отходов, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Истцом в материалы дела был представлен акт проверки помощника природоохранного прокурора города Санкт-Петербурга, к которому приложена фотофиксация, подтверждающая наличие несанкционированных свалок, доказательств обратному в суд первой инстанции представлено не было.
Доводы жалобы относительно недоказанности нахождения несанкционированной свалки в указанных судом координатах судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку точки координат, в пределах которых судом установлено нахождение несанкционированной свалки, были взяты из системы с сайта "Kadastr.ru", определена протяженность территории, ограниченная точками координат, на которой очагово складируются отходы, тогда как ответчик определял местонахождение указанных истцом координат в поисковой системе Googlе.
При этом из объяснений обеих сторон в суде апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время свалка ликвидирована, таким образом, затруднений в исполнении не возникло.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком по данному спору должно являться МО Балканский со ссылкой на ГОСТ 30772-2001, согласно которому если собственник отходов не установлен, то им является орган местного самоуправления, ответственный за территорию, на которой расположены отходы, также не может быть принят во внимание, поскольку принципы и порядок организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге определены Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым к вопросам местного значения относится осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее, в том числе, участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, в то же время выявленная в ходе проверки свалка, имеющая в своем составе строительные отходы, автомобильные покрышки, крупногабаритные отходы, грунты, к свалке бытовых отходов отнесена быть не может, в связи с чем на муниципальное образование не могла быть возложена обязанность по ликвидации такой свалки.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, судебная коллегия в то же время не может согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика в доход бюджета государственной пошлины в размере 6 000 руб, находя в данной части заслуживающими внимания доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы.
В силу положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому поскольку в силу п.1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, то в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга освобождена от уплаты государственной пошлины, правовых оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета Санкт-Петербурга у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически они выражают несогласие представителя ответчика с выводами суда в части удовлетворения требований истца о возложении обязанности по устранению несанкционированной свалки, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года отменить в части взыскания с Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в доход бюджета Санкт-Петербурга государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.