Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
Ш.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2630/2020 по апелляционной жалобе Р.О.В. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по административному иску Р.О.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Р.А.Н, Р.Я.Н, к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца Р.О.В, представителя административного истца - К.Е.С. (по доверенности), возражения представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - И.В.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Р.О.В, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Р.А.Н, Р.Я.Н, обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" об отказе в принятии истца и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Р.О.В. просила возложить на администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязанность принять её и членов её семьи на указанный вид учёта с даты обращения с заявлением в районную администрацию о постановке на учёт.
В обоснование поданного в суд иска Р.О.В. ссылалась на то обстоятельство, что обжалуемое решение названной районной администрации от "дата" об отказе в принятии на учёт, содержащее указание на отсутствие сведений, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а также документов о доходах и подлежащем налогообложению имуществе за 12 месяцев, предшествующих обращению, незаконно, поскольку, по мнению Р.О.В, она в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на обеспечение жильём в льготном порядке, как гражданин, добровольно выехавший на новое место жительство из зоны радиационного загрязнения, имеющей статус зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем, общий порядок и требования, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", при рассмотрении её (истца) заявления не подлежали применению.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 августа 2020 года, в удовлетворении административного иска Р.О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Р.О.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 указанной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 этого же Закона, в том числе (пункт 7), обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Правительством Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа "Жилище на 2015 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Анализ приведенных выше законоположений указывает на то, что обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета названной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке о регистрации, оформленной "дата" Отделом вселения и регистрационного учёта граждан, Р.О.В. с "дата" зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", общей площадью 30, 95 м2 (л.д. 5).
Кроме истца, в этой же квартире зарегистрированы по месту жительства её дочь - Р.А.Н. и сын - Р.Я.Н.
Указанная квартира на праве собственности принадлежит К.Т.В.
"дата" Р.О.В. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района Санкт-Петербурга обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её и членов её семьи в количестве двух человек на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 72-75, 96).
Письмом администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" Р.О.В. уведомлена об отказе в принятии её и членов её семьи на указанный вид учёта со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации", - не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 названного Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в том числе документ, подтверждающий десятилетний срок проживания Р.О.В. и членов её семьи в "адрес", а также документов, содержащих сведения о доходах и подлежащем налогообложению имуществе заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению (л.д. 60-61).
Отказывая в удовлетворении административного иска Р.О.В. суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что приведенные районной администрацией в оспариваемом решении обстоятельства обоснованно учтены администрацией в качестве оснований для отказа в принятии истца и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации могут предоставляться по договорам социального найма не только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 ЖК РФ), но и иным, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 ЖК РФ). Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Р.О.В. имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицо, добровольно выехавшее из зоны проживания, с правом на отселение ("адрес"), что подтверждается удостоверением N.., выданным администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга (л.д. 83).
В заявлении, поданном в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга, Р.О.В. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, имеющее льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 17 (пункт 7 части 1) Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, выехавшего добровольно из зоны, подвергшейся радиационному загрязнению, его нуждаемость в улучшении жилищных условий, но не содержит требований о признании такого гражданина малоимущим.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа районной администрации в принятии на учёт Р.О.В. в связи с отсутствием документов, подтверждающих возможность отнесения истца к категории малоимущих граждан, следует признать неправильным.
Размер дохода заявителя как лица, право которого на обеспечение жилыми помещениями установлен специальным Федеральным законом, при решении вопроса о принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, правового значения не имеет.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований пункта 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации такой порядок устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 устанавливает общее условие принятия граждан на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма - проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма позволяет субъекту Российской Федерации, при отсутствии урегулирования на федеральном уровне, осуществлять по предметам совместного ведения собственное правовое регулирование.
Жилищным кодексом Российской Федерации, нормы которого определяют в целом правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания гражданина в субъекте Российской Федерации, как обязательном условии его постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, не разрешён.
Следовательно, Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе урегулировать данный вопрос своим законом.
Таким образом, десятилетний срок проживания в Санкт-Петербурге как условие для постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, с учетом отсутствия соответствующего урегулирования на федеральном уровне, установлен в рамках вопроса совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О.
Согласно справке о регистрации, оформленной "дата" Отделом вселения и регистрационного учёта граждан, Р.О.В. с двумя несовершеннолетними детьми с "дата" зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", общей площадью 30, 95 м2 (л.д. 76).
Указанная справка, при рассмотрении жилищной комиссией районной администрации вопроса о принятии Р.О.В. на учёт нуждающихся, не подтверждала факт постоянного проживания заявителя на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет.
В силу пункта 2.6.1.1 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) представляется, в том числе, документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не государственными казёнными учреждениями "Жилищное агентство"; судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, факт постоянного проживания гражданина на территории Санкт-Петербурга не менее 10-ти лет может быть подтверждён только соответствующими документами (справками), выданными компетентными органами исполнительной власти в сфере регистрационного учёта граждан по месту жительства или по месту пребывания, либо судебным решением.
Таких документов Р.О.В. жилищной комиссии администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга не представила.
Поскольку при обращении в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга Р.О.В. не были представлены документы, с достоверностью подтверждающие факт постоянного проживания заявителя в Санкт-Петербурге в течение всего юридически значимого периода времени (не менее 10-ти лет), отказ районной администрации в принятии истца и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма следует признать обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 августа 2020 года по делу N 2а-2630/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.