Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 21 декабря 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования фио - удовлетворить.
Признать незаконным Решение Департамента жилищного обеспечения фио РФ NР-13406/2020 от 16.10.2019 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Восстановить Проскурякова Игоря Ивановича и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с даты постановки на учет, с сохранением очередности, УСТАНОВИЛА:
истец Проскуряков И.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 16.10.2019 г. N Р-13406/2019 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также восстановить фио и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в той же очереди под тем же номером.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что с августа 1982 года по 24.01.2006 г. он проходил военную службу по контракту, с 29.08.1989 г. - состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Извещением от 04.07.2019 г. истцу на семью из 3-х человек распределено жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Вместе с тем, 16.10.2019 г. ответчиком принято оспариваемое решение N Р-13406/2019 об отказе в предоставлении жилого помещения для проживания ввиду того, что бывшей супруге истца фио (брак заключен 07 июля 1990 года, прекращен 24.10.2004 года) принадлежит на праве собственности с 05.07.1996 г. квартира общей площадью 44, 8 кв.м. по адресу: адрес, помимо этого, в период с 29.11.2001 г. по 02.05.2006 г. фио являлась собственником жилого помещения общей площадью 38, 4 кв.м. по адресу: адрес, на основании договора мены квартир от 16.11.2001 года, то есть уровень обеспеченности фио и членов его семьи превышает размер учетной нормы. По мнению истца, оспариваемое решение является незаконным, нарушает его жилищные права, поскольку в январе 2006 года он исключен из списков войсковой части с оставлением в очереди на получение жилья. Он и члены его семьи в составе трех человек (он, жена фио и сын фио) с 2008 года по настоящее время проживают в съемной квартире по адресу: адрес, истец и его сын зарегистрированы при войсковой части 31600. фио - бывшей супруге истца на основании договора ренты с пожизненным содержанием N2-431120 от 05.07.1996 года принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: адрес, при этом истец стороной договора не являлся, в указанную квартиру не вселялся, квартира подарена фио родителями первого супруга фио с оформлением договора пожизненного содержания с иждивением.
В связи с изложенным, Проскуряков И.И. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Истец Проскуряков И.И, его представитель фио, третьи лица фио, фио в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Ответчик фио обороны РФ, третье лицо Министерство обороны РФ в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о дате и месте рассмотрения дела извещались. От ответчика в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика фио и УЖФ Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик фио и УЖФ Министерства обороны Российской Федерации (ранее Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации) в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец Проскуряков И.И. и его представитель по доверенности и ордеру фио в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционной жалобы. Представитель истца представил письменные возражения на жалобу.
Третьи лица фио, фио, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио и его представителя по доверенности и ордеру фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.
На основании абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Из положений ст. 15 и ст. 23 вышеназванного Федерального закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Данное условие об однократном обеспечении военнослужащих жильем основано на правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2141-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой положения п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона, принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В порядке, предусмотренном п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета:
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей:
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решений вопроса о принятии на учет.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 ЖК адрес.
В соответствии со ст. 29 ЖК адрес нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом адрес, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
На основании п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 ЖК адрес граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 05.08.1982 г. Проскуряков И.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии от 04.04.1994 г. Проскуряков И.И. включен в список очередников на получение жилья в адрес с 29.08.1989 г, о чем решением фио РФ от 27.06.2018 г. N Р-8002/2018 в учетные данные истца были внесены изменения
Приказом Министра обороны РФ от 12.12.2005 г. N 0607 Проскуряков И.И. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Согласно справке, выданной Замоскворецким отделом военного комиссариата адрес, выслуга лет истца по состоянию на 24.01.2006 г. составляет в календарном исчислении - 23 года 5 месяцев 19 дней.
04.07.2019 г. Проскурякову И.И. выдано извещение N 367250 о распределении ему на семью в составе 3-х человек жилого помещения общей площадью 54, 9 кв.м. по адресу: адрес.
13.07.2019 г. истцом дано согласие на получение распределенной жилой площади по названному выше адресу.
Вместе с тем, решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 16.10.2019 г. N Р-13406/2019 Проскурякову И.И. отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, представляемых для постоянного проживания.
При этом, оспариваемое решение мотивировано тем, что уровень обеспеченности фио и его семьи общей площадью жилого помещения превышает размер учетной нормы.
Так, при принятии вышеназванного решения ответчиком учтено, что бывшей супруге истца фио с 05.07.1996 г. принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 44, 8 кв.м. по адресу: адрес.
Также, в период с 29.11.2001 г. по 02.05.2006 г. (то есть в период брака с истцом) фио являлась собственником квартиры N 365 по адресу: адрес.
Как усматривается из материалов дела, квартира N 72 по адресу: адрес, общей площадью 44, 8 кв.м. получена в собственность фио на основании договора ренты с пожизненным содержанием от 05.07.1996 г, фактически по договору дарения; Проскуряков И.И. стороной по договору не являлся, в данное жилое помещение никогда не вселялся, право пользования им не приобрел.
В период с 29.11.2001 г. по 02.05.2006 г. фио принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 38, 4 кв.м. по адресу: адрес, полученное в собственность на основании договора мены квартир от 16.11.2011 г, по условиям которого бывшая супруга истца обменяла принадлежащее ей на праве собственности добрачное имущество, которое совместно нажитым не является. Названным жилым помещением истец также не пользовался, в него не вселялся, прав на него не имел.
Кроме того, сделка по продаже жилого помещения по адресу: адрес совершена бывшей супругой истца более чем за 14 лет до решения вопроса о распределении истцу квартиры.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст.ст. 51, 53, 55, 56 ГК РФ, ст.ст. 29, 32 ЖК адрес, положениями Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца и признании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации NР-13406/2020 от 16.10.2019 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания незаконным с восстановлением истца и членов его семьи на соответствующем учете с даты постановки, и исходил из того, что ответчиком не было принято во внимание то обстоятельство, что принадлежащее бывшей супруге истца фио, брак с которой расторгнут 24.10.2004 г, имущество не является совместно нажитым имуществом супругов, и принадлежащее бывшей супруге истца фио недвижимое имущество не может учитываться в 2019 году как основание для снятия фио с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки фио на жилищный учет в 1989 году, согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали. Принимая во внимание, что Проскуряков И.И. жилым помещением не обеспечен, в установленном законом порядке признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, с 1989 года состоит на жилищном учете, в течение срока пребывания на жилищном учете его жилищные условия не изменились, иных жилых помещений на праве собственности или праве самостоятельного пользования он, равно как и члены его семьи не имеют, основания для снятия его с жилищного учета отсутствовали.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.