Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Рачиной К.А., с удей Лобовой Л.В., Заскалько О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волгине Г.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Симоновсого районного суда города Москвы от 16 октября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, УСЗН ЮАО г. Москвы об обязании произвести ежемесячные региональные социальные доплаты, обязании произвести индексацию пенсии, взыскании выплаты, убытков - отказать.;
установила:
фио обратилась в суд с иском к соответчикам ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, УСЗН ЮАО г. Москвы, мотивируя требования тем, что в период с 01.03.2008 по 30.06.2018 являлась получателем региональной социальной доплаты в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии". Однако с 01.07.2018 выплата региональной социальной доплаты к пенсии в сумме сумма была прекращена. фио также не осуществляется индексация пенсии с 01.01.2019 в связи с тем, что по данным загрузок ПТК СПУ она является работающим пенсионером. Согласно сведениям ответчика, истец является председателем СНТ "... ", поэтому индексация пенсии не положена как работающему пенсионеру. ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области снижен размер выплат до сумма вместо сумма За период с 01.07.2018 по 01.12.2018 недоплата составила сумма
В обоснование заявленных требований истец фио указала, что деятельность в качестве председателя СНТ осуществляется ею на добровольных началах на основе членства, уставом товарищества не предусмотрено заключение трудового договора с председателем, бюджетом не предусмотрено выплата заработной платы, штат сотрудников отсутствует, бухгалтерский учет ведет организация по договору оказания услуг, формы отчетности в отношении председателя в пенсионный фонд были сданы ошибочно единожды, фактически никаких страховых отчислений не производилось.
Истец просила суд обязать УСЗН ЮАО г. Москвы произвести с 01.07.2018 ежемесячные региональные социальные доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных по месту жительства в Москве, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области произвести индексацию пенсии с 01.01.2019, взыскать с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области выплату в размере сумма за период с 01.07.2018 по 31.12.2018, взыскать с УСЗН ЮАО г. Москвы в пользу истца убытки в размере сумма, взыскать с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области убытки в размере сумма
В судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца фио поддержал исковые требования по изложенным доводам. Представители ответчиков фио, фио иск не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель истца фио в судебном заседании судебной коллегии поддержал доводы поданной апелляционной жалобы, представитель ответчика УСЗН ЮАО г. Москвы фио против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражала.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, 25.05.2001 фио на основании заявления от 08.08.2001 назначена пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением 3 группы инвалидности. С 09.02.2016 фио в связи с достижением возраста 55 лет установлена страховая пенсия по старости.
25.02.2019 ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области принято решение N 1/В, согласно которому фио выплата страховой пенсии по старости с 01.01.2019 осуществляется без индексации, поскольку по состоянию на октябрь 2018 года она осуществляла трудовую деятельность в СНТ "... ". С 01.01.2019 размер страховой пенсии по старости составил сумма, из них сумма - страховая пенсия, сумма - фиксированная выплата к страховой пенсии (в повышенном размере с учетом иждивенца).
фио на основании постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" назначена региональная социальная доплата до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных по месту жительства в Москве. В связи с осуществлением трудовой деятельности в СНТ "... " истцом выплата прекращена с 01.07.2018, что подтверждается справкой от 17.09.2018 N 221300130645 и справкой от 15.01.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (далее - Порядок N 1268-ПП), установлено, что право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (далее - региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Пунктом 33 Порядка N 1268-ПП установлено, что право на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта утрачивается в случае осуществления пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность.
Согласно п. 41 Порядка N 1268-ПП, пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.
В Едином государственном реестре юридических лиц (сведения о юридическом лице на 04.12.2018) содержатся сведения о том, что фио является председателем садового некоммерческого товарищества "... " с 27.02.2008, ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 2085007008910, 27.02.2008.
СНТ "... " как работодателем представлены сведения о трудовой деятельности за 1, 2, адрес 2018 года в отношении фио, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 26.10.2018 (форма СЗИ-6).
Согласно п. 6.9 Устава СНТ "... " председатель Товарищества без доверенности представляет его интересы во всех органах и организациях по всем делам и вопросам, вытекающим из уставной деятельности Товарищества, в том числе: представляет Товарищество в судебных органах, в отношениях с иными юридическими и физическими лицами: заключает в интересах Товарищества договоры и соглашения в пределах сметы; открывает в кредитных учреждениях расчетный счет, пользуется правом первой подписи на финансовых документах Товарищества, выдает доверенности, самостоятельно принимает решение по всем вопросам, за исключением относящихся к непосредственной компетенции Общего собрания и Правления.
Разрешая спор, принимая решение об отказе в иске, суд руководствовался приведенными положениями закона, дав совокупную оценку представленным доказательствам, пришел к выводу о том, что фио, являясь председателем СНТ "... ", фактически осуществляет трудовую деятельность в понимании положений ст.ст. 16, 17 Трудового Кодекса РФ, поскольку на нее возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности. Таким образом, действия ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по выплате страховой пенсии по старости истцу без учета индексации признаны судом правомерными как соответствующие положениям ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", также как признаны правомерными действия УЗСН ЮАО г. Москвы, принявшего решение о прекращении выплаты истцу региональной социальной доплаты к пенсии.
Доводы истца о том, что заработная плата ей не выплачивается, судом отклонены как несостоятельные, исходя из того, условием выплаты пенсионеру региональной социальной доплаты к пенсии является само отсутствие у пенсионера работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Между тем с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Замещение должности председателя правления СНТ "... " действительно возможно путем избрания (статьи 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации), однако зависит от членства в товариществе, которое, в свою очередь, обусловлено наличием права собственности на земельный участок (пункт 6.7 Устава СНТ "... ").
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества (часть 1).
В целях эффективного управления товариществом названным законом предусмотрено наличие таких исполнительных органов товарищества как правление товарищества и председатель товарищества (часть 3 статьи 16).
Таким образом, специфика прав и обязанностей председателя садоводческого некоммерческого товарищества обусловлена содержательно-целевыми особенностями его деятельности и функциями, направленными, прежде всего, на обеспечение деятельности данной организации.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего до 01.01.2019) правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем, учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества, собственниками земельных участков, которые действуют в форме садового некоммерческого товарищества в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
В случае по настоящему делу члены правления СНТ "... " и его председатель действуют исключительно в интересах членов, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
Таким образом, оснований для вывода о том, что проанализированные отношения носят характер трудовых отношений не имеется.
Согласно пункту 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам.
Пунктом 1 ст. 7 этого же Федерального закона предусмотрено, что застрахованными лицами являются, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе, руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. При этом под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Истцом в заседание судебной коллегии представлены формы бухгалтерской отчетности, форма СЗВ-М в отношении застрахованного лица фио председателя СНТ "... " с приложением по расчетам за период 2018-2020 год, из которых следует отсутствие сумм выплат, вознаграждений в пользу фио, а также отсутствуют начисленные и уплаченные страховые взносы.
Принимая во внимание изложенное, учитывая назначение спорной доплаты к пенсии и ее индексации- поддержка минимального прожиточного уровня граждан, получающих государственное пенсионное обеспечение в качестве основного дохода и не имеющих иного дохода от трудовой деятельности или деятельности, связанной с возмездным оказанием услуг и выполнением работ, и приносящей доход, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для приостановления истцу выплаты региональной социальной доплаты к пенсии и прекращения индексации пенсии, не относятся к случаям осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку деятельность истца в СНТ "... " в качестве председателя не носит характер трудовых отношений, выплаты СНТ "... " в пользу фио за осуществление полномочий председателя не производит, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование фио не начисляются и СНТ "... " не выплачиваются.
Изложенные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, при этом являлись юридически значимыми, что повлияло на исход дела. В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении заявленных требований об обязании ответчиков возобновить выплаты региональной социальной доплаты, прекращенной с 01.07.2018, и обязания произвести и продолжить индексацию страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты, истцу как неработающему пенсионеру, прекращенной с 01.01.2019, что предполагает перерасчет и выплату истцу неполученных сумм к пенсии в порядке, предусмотренном законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 16 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать УСЗН ЮАО г. Москвы возобновить выплату региональной социальной доплаты к страховой пенсии по старости фио с 01.07.2018 года.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области произвести и продолжить индексацию страховой пенсии по старости фио с 01.01.2019 как неработающему пенсионеру.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.