Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Кочергиной Т.В., Васильевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азаровой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Носенко В.О. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 15 марта 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны РФ в течение 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N43, расположенного вблизи адрес, общей площадью 183000 кв.м. (18, 3 га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации, УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, с учетом уточнения требований просил суд обязать ответчика заключить государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка.
Исковые требования мотивированы тем, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны. Проверкой установлено, что на основании Распоряжения Совета Министров СССР N 16257-рс от 01.11.1952г. и решения Мособлсовета от 21.03.1952г. N--375/10 для государственных надобностей выделен земельный участок адрес, расположенный в адрес, ранее находившийся на балансе ФГКЭУ "192 квартирно-эксплуатационная часть адрес в составе военного городка N43 войсковой части 61996. Однако, надзорными мероприятиями установлено, что границы земельного участка площадью 183000 кв.м. (18, 3 га) военного городка N 43, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не произведена.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Третьи лица: Департамент имущественных отношений МО РФ, ФГКУ адрес РФ в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представители третьих лиц не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в из отсутствие.
Выслушав представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находился федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61- ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 335 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.
В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.1).
Согласно проведенной 42 военной прокуратурой гарнизона проверке, Распоряжения Совета Министров СССР N 16257-рс от 01.11.1952г. и решения Мособлсовета от 21.03.1952г. N--375/10 для государственных надобностей выделен земельный участок адрес, расположенный в адрес, ранее находившийся на балансе ФГКЭУ "192 квартирно-эксплуатационная часть адрес в составе военного городка N43 войсковой части 61996.
В результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов
До настоящего времени кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проведены, права на земельные участки, граничащие с объектами Министарства обороны РФ, без каких-либо ограничений приобретаются третьими лицами для размещения садовых участков и производственных площадей.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь выше приведенными нормами права, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что ответчик, вопреки положениям законодательства не организовал производство работ по установлению границ земельного участка, составлению межевого плана, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка и осуществления государственной регистрации права собственности. Отсутствие правоустанавливающих документов препятствует установлению запретных зон военных объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014г. N405.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по настоящему иску интересы истца -Российской Федерации должно представлять Министерство обороны РФ, основанием к отмене решения суда не являются.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом военный прокурор вправе был обратиться в суд с заявленными требованиями.
Также в апелляционной жалобе ответчик указывает на то что согласно письму от 15 апреля 2020 г. N 141/1/3965к до военного прокурора доведена информация о проводимых мероприятиях по постановке на кадастровый учет земельного участка. Организация указанных мероприятий осуществляется в пределах средств, доводимых на соответствующие цели с учетом приоритетов, определяемых командованиями военных округов, видов (родов) войск и заинтересованными органами военного управления. адрес включен в перечень первоочередных земельных участков, кадастровые работы в отношении которых необходимо провести в 2020 г...
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку на момент рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанции не заключён на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N 43, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 183000 кв.м, не установлены границы земельного участка с составлением межевого плана, земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости, не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 15 марта 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Носенко В.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.