Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-476/2021 по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации центр развития спорта "Волейбольная арена Динамо" к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости по состоянию на 10 января 2020 года, УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация центр развития спорта "Волейбольная арена Динамо" обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 10 января 2020 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9784375 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 766113634 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7402038 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7265194 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18498875 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2027785 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1499068 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 642181239 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13448072 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12060968 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3651257 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 10114045 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17690249 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1816298 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2121088 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 8 декабря 2020 года N25/11/2020, подготовленный оценщиком ООО "ВОДЭП Консалтинг".
В судебном заседании представитель административного истца Автономной некоммерческой организации центр развития спорта "Волейбольная арена Динамо" - Анафиев Н.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Калинина Е.А. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" - Малыгин А.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 и на основании актов ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 20 января 2020 года N02-136/20-1-ОКС в отношении спорных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 10 января 2020 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке от 8 декабря 2020 года N25/11/2020, подготовленный оценщиком ООО "ВОДЭП Консалтинг". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 14 января 2021 года по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 24 мая 2021 года, проведенной экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А.:
1). Отчет об оценке от 8 декабря 2020 года N25/11/2020, подготовленный оценщиком ООО "ВОДЭП Консалтинг", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 10 января 2020 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9784375 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 766113634 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7402038 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7265194 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18498875 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2027785 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1499068 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 642181239 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13448072 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12060968 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3651257 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 10114045 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17690249 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1816298 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2121088 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы не согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, предоставил письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 19 июля 2021 года отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 24 мая 2021 года, подготовленное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного ответчика и заинтересованного лица, письменные ответы эксперта, суд приходит к выводу о необоснованности замечаний по следующим основаниям.
В заключении экспертом проанализированы объекты исследования относительно их количественных и качественных характеристик. Объекты исследования представляют собой встроенно-пристроенные нежилые помещения, расположенные в одном здании, являющемся многофункциональным комплексом с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Вследствие этого использование экспертом при определении рыночной стоимости данных нежилых помещений доходного похода является правомерным, в заключении приведены мотивы отказа от сравнительного подхода, проведенный анализ рынка коммерческой недвижимости показал отсутствие информации о сделках (предложениях) по продаже единых объектов недвижимости, аналогичных по функциональному назначению объекту исследования. Методология оценки экспертом не нарушена. Фактическое использование помещений в здании подтверждено результатами осмотра, фотоматериалами, приложенными к заключению. Полученная величина рыночной стоимости объектов исследования соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в заключении.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности, подтверждается квалификационным аттестатом N000143-1 от 19 сентября 2017 г.; эксперт является членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", регистрационный номер 010331 от 13 сентября 2018 года; гражданская ответственность эксперта застрахована, стаж работы в оценочной деятельности с 10 октября 2006 г, работает в обществе с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 10 января 2020 года, определенной в оценочной судебной экспертизе.
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений является 14 декабря 2020 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Автономной некоммерческой организации центр развития спорта "Волейбольная арена Динамо" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 10 января 2020 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9784375 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 766113634 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7402038 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7265194 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18498875 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2027785 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1499068 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 642181239 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13448072 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12060968 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3651257 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 10114045 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17690249 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1816298 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2121088 руб.
Датой обращения Автономной некоммерческой организации центр развития спорта "Волейбольная арена Динамо" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 14 декабря 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суд изготовлено 28 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.