Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2021 г. по административному делу N 2а-2588/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя об оспаривании решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шелухина Ю.А. обратилась в суд с административным иском к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее также - комитет) об оспаривании решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
В обоснование своих требований указала на то, что она является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Рябина" (далее также - СНТ "Рябина", товарищество), пользуется земельным участком, площадью "данные изъяты" кв.м, находящимся по адресу: "адрес", и уплачивает членские взносы. На ее обращение в комитет по вопросу постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, комитет в предоставлении муниципальной услуги отказал со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания территории СНТ "Рябина". Полагает отказ в предоставлении муниципальной услуги незаконным, поскольку указанное в уведомлении основание не препятствует постановке на государственный учет земельного участка члена садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан и просит признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать комитет устранить допущенные нарушения.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2021 г, административный иск удовлетворен, решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя признано незаконным, на комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шелухиной Ю.А.
В кассационной жалобе комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установилсуд и следует из материалов дела, Шелухина Ю.А. является членом СНТ "Рябина", пользуется земельным участком, площадью "данные изъяты" кв.м, находящимся по адресу "адрес", и уплачивает членские взносы.
На обращение Шелухиной Ю.А. по вопросу проведения государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", комитет письмом от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении муниципальной услуги отказал со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания территории ДНТ "Рябина", а также на то, что в распоряжении комитета имеется план застройки территории ДНТ "Рябина", согласованный 18 января 2012 г, проект застройки территории ДНТ "Рябина", согласованный 23 июля 2013 г, а также копия проекта организации застройки территории ДНТ "Рябина", полученная по средствам информационного взаимодействия из Управления Росреестра по Ставропольскому краю. Ввиду разночтений в указанных документах, невозможно однозначно определить соответствие местоположения земельного участка.
Не согласившись с данным отказом, Шелухина Ю.А. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, признал отказ комитета в предоставлении муниципальной услуги незаконным и нарушающим права и законные интересы Шелухиной Ю.А.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанций, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
В соответствии с положениями частей 25, 26, 27, 28 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2019 г, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.
Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется: 1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации; 2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Как следует из материалов дела, СНТ "Рябина" образовано и зарегистрировано 11 декабря 1989 г.
Постановлением главы администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N на земельном участке общей площадью "данные изъяты" га утверждено СТ "Рябина". Схема расположения дачных участков по СНТ "Рябина" согласована заместителем главы администрации г. Ставрополя - руководителем комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, руководителем управления архитектуры - главным архитектором г. Ставрополя. Согласно данной схеме, товарищество имеет четко установленные координаты, границы и площадь, указаны земельные участки, в том числе используемый административным истцом N. Земельный участок товарищества, площадью "данные изъяты" кв.м поставлен на кадастровый учет.
В статье 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 22 названного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Пункт 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании части 9 указанной статьи местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Как установлено судами, Шелухина Ю.А. произвела межевание своего земельного участка для уточнения его границ, площади и местоположения земельного участка. В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка, подтверждающий отсутствие споров по расположению межевых границ. Местоположение границы земельного участка согласовано управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, о чем на акте согласования имеется соответствующая печать и подпись представителя управления.
При изложенных обстоятельствах, а также с учетом того, что СНТ "Рябина", членом которого является административный истец, образовано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", используемый земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, суды правомерно пришли к выводу о том, что у административного ответчика имелись все предусмотренные законом основания для совершения действий, необходимых для постановки вышеуказанный земельный участок на государственный кадастровый учет и признали незаконным оспариваемое решение комитета возложив на него обязанности повторно рассмотреть соответствующее заявление Шелухиной Ю.А.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами, были предметом оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.