Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Иванова С.В., действующего в интересах администрации муниципального образования город Алексин, на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Алексинского и Заокского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области (далее также - ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области) от 15 октября 2020 года N225, решение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 17 ноября 2020 года и определение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования город Алексин (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области от 15 октября 2020 года N225 администрация муниципального образования город Алексин признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Алексинского городского суда Тульской области от 17 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник Иванов С.В, действуя в интересах администрации муниципального образования город Алексин, подал на них жалобу в Тульский областной суд.
Определением судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года жалоба возвращена защитнику Иванову С.В. без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Иванов С.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частями 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 названного Кодекса).
Возвращая жалобу администрации на постановление должностного лица и решение судьи городского суда без рассмотрения, судья Тульского областного суда сделал вывод о том, что она подана за пределами установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования, ходатайство о его восстановлении не заявлено.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи Алексинского городского суда Тульской области от 17 ноября 2020 года направлена администрации 18 ноября 2020 года (л.д.62), принята в отделении связи 28 ноября 2020 года и вручена адресату 1 декабря 2020 года (л.д.78); жалоба направлена в суд 17 декабря 2020 года (л.д.75).
Внутренние организационные причины, а также факт регистрации администрацией входящей корреспонденции в другую дату на течение срока обжалования не влияют.
Учитывая изложенное, подача защитником Ивановым С.В. жалобы с пропуском установленного законом срока в отсутствие ходатайства о его восстановлении являлось препятствием к ее принятию и рассмотрению по существу судьей Тульского областного суда.
Таким образом, определение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, решением Алексинского городского суда Тульской области от 24 декабря 2019 года по гражданскому делу N2-1016/2019, вступившим в законную силу 28 мая 2020 года, на администрацию возложены обязанности по предоставлению ФИО4 в составе семьи из пяти человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по установленным нормам в срок до 1 июля 2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области от 13 июля 2020 года на основании исполнительного листа ФС N031689815, выданного Алексинским городским судом Тульской области, в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N54879/20/71001-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области от 27 июля 2020 года, утвержденным старшим судебным приставом, с должника взыскан исполнительский сбор.
Определением Алексинского городского суда Тульской области от 4 сентября 2020 года администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, поскольку заявителем не представлены сведения о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, в частности, об отсутствии иных помещений муниципального жилищного фонда, соответствующих санитарным и нормам жилищного законодательства, а также доказательства, что предлагаемые ФИО4 жилые помещения таким нормам соответствуют, а факт злоупотребления правом со стороны ФИО4 не нашел своего подтверждения.
24 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области в адрес должника внесено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 6 октября 2020 года.
7 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем установлено, что администрацией муниципального образования город Алексин не исполнены требования судебного акта в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем 8 октября 2020 года в отношении администрации судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 октября 2020 года начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области вынесено постановление о признании администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья городского суда правильно пришли к выводу о том, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования город Алексин в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Алексинского и Заокского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области от 15 октября 2020 года N225, решение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 17 ноября 2020 года и определение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования город Алексин по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Иванова С.В, действующего в интересах администрации муниципального образования город Алексин, - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.