N 88-1184/2021
1 июля 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В, судей Красношапки В.Б. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Котовой А.И. в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело N 2-172/2020 по кассационной жалобе начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - УФО) на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 31 марта 2021 г, принятые по иску УФО к военнослужащему войсковой части N. "звание" Богатыреву Александру Романовичу о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Астраханского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 31 марта 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований УФО о взыскании с Богатырева полученных им денежных средств в сумме 246 941 рубль в качестве ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (далее по тексту - надбавка) за период с 1 февраля 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
В кассационной жалобе, поданной 19 мая 2021 г, начальник УФО, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы полагает, что суды необоснованно пришли к выводам об отсутствии оснований для взыскания с Богатырева излишне выплаченных денежных средств.
При этом он приводит доводы о том, что ответчик не имел права на выплату спорной надбавки, поэтому неосновательно полученные им денежные средства не являлись денежным довольствием военнослужащего и подлежали взысканию в соответствии с требованиями статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Кроме того, по мнению начальника УФО, непринятие Богатыревым мер, направленных на возврат в федеральный бюджет неосновательно полученных денежных средств, а также отказ вернуть данные денежные средства после отмены приказов должностного лица о выплате надбавки свидетельствуют о недобросовестности со стороны ответчика.
При этом автор жалобы полагает, что приказ командира воинской части об отмене приказов о выплате военнослужащему надбавки подлежит неукоснительному выполнению и влечет утрату правовых оснований для её получения.
В заключение автор жалобы обращает внимание на причинение ущерба государству вследствие необоснованных выплат ответчику, а также отмечает, что возврат денежных средств направлен на поддержание стабильности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Препятствий для рассмотрения административного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке Кассационным военным судом являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Кроме того, в любом случае судебные постановления подлежат безусловной отмене в случаях, указанных в части 4 данной статьи.
Таких оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
Судами первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела установлено, что Богатырев проходит военную службу по контракту в структурном подразделении "Управление" войсковой части N, которое постоянно размещено на несамоходном рейдовом судне плавучей казарме "данные изъяты", которая не является кораблем.
Приказами командира указанной воинской части от 12 февраля 2016 г. N 182, от 10 января 2017 г. N 8 и от 25 января 2018 г. N 84 ответчику установлена к выплате надбавка в размере 50 процентов оклада по воинской должности (за службу в управлениях корабельных соединений, постоянно размещенных на кораблях), которая в период с 1 февраля 2016 г. по 31 декабря 2018 г. выплачена ему с учетом налога на доходы физических лиц в сумме 246 941 рубль.
По итогам проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по ВМФ) проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в войсковой части N. в период с 22 января по 14 февраля 2019 г, отраженной в акте от 14 февраля 2019 г, выявлены факты необоснованного установления и производства военнослужащим выплат надбавки за особые условия службы.
В связи с этим в книгу учета недостач указанной войсковой части N. занесены суммы неположенных выплат. Также приказом командира данной воинской части от 26 июня 2020 г. N 956 состоявшиеся ранее приказы этого же должностного лица от 12 февраля 2016 г. N 182, от 10 января 2017 г. N 8 и от 25 января 2018 г. N 84 в части установления и выплат ответчику надбавок отменены.
Решениями Астраханского гарнизонного военного суда от 19 октября 2018 г. и 8 мая 2020 г. командир войсковой части N. привлечен к ограниченной материальной ответственности за причинение государству ущерба в результате издания приказов, устанавливающих оспариваемую надбавку военнослужащим, в том числе ответчику.
Учитывая такие данные, а также положения Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту - Закон), Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, а также Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 N 2700 (далее по тексту - Порядок), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, суды обоснованно пришли к выводам об отсутствии обязательных условий для взыскания с Богатырева излишне выплаченных денежных средств, поскольку выплата надбавки производилась не в результате недобросовестности со стороны ответчика и не в результате счётной ошибки, а на основании принятого полномочным должностным лицом решения о производстве выплаты.
Так, в силу ч. 18 ст. 2 Закона ежемесячная надбавка за особые условия военной службы выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлении от 26 марта 2021 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева", денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части), являясь формой оплаты их труда, по смыслу подп. 3 ст. 1109 ГК РФ представляет собой платеж, приравненный к заработной плате.
В связи с этим, с учетом положения упомянутого подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не подлежит возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, денежные средства, выплаченные Богатыреву в качестве надбавки за особые условия военной службы в качестве неосновательного обогащения возврату не подлежат, поскольку отсутствует недобросовестность с его стороны, а также счетная ошибка при её начислении.
Иное мнение начальника УФО по данному вопросу является ошибочным и основанным на неверном толковании действующего законодательства.
Приведенные обстоятельства указывают на необоснованность требований истца о взыскании с ответчика полученных денежных средств в качестве ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, о чем правильно указали суды в обжалованных судебных постановлениях.
Таким образом, Кассационный военный суд не находит оснований, в том числе безусловных, предусмотренных ч. 4 ст. 379.7 КАС РФ для их отмены или изменения, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 379.5, 379.6, 390 и 390.1 ГПК РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда 31 марта 2021 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 41 (? 2) ГПК РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 1 ст. 390.3 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 1 июля 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.Б. Красношапка
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.