Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Подпругина Максима Олеговича Ябжанова Александра Валентиновича на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г.
по административному делу N 04RS0008-01-2020-001144-87 (N 2а-813/2020) по административному исковому заявлению Главы Республики Бурятия Цыденова Алексея Самбуевича к Подпругину Максиму Олеговичу о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения Подпругина М.О. и его представителя Ябжанова А.В, поддержавших кассационную жалобу, объяснения представителя заинтересованного лица Совета депутатов МО "Заиграевский район" Хаматханова В.Ю, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, объяснения представителя административного истца Дворникова С.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глава Республики Бурятия обратился с административным иском к Подпругину М.О. о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия.
В обоснование заявленных требований указано, что на имя заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия - руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия поступила информация и.о. первого заместителя руководителя администрации муниципального образования "Заиграевский район" Цыренжапова С.Ц. о том, что депутатом Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район" Подпругиным М.О. за период с 01.01.2018 года по 01.08.2019 представлены недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Принято решение о проведении проверки достоверности полноты сведений о доходах, в результате которой выявлены факты представления недостоверных, неполных сведений о доходах.
В судебном заседании представитель административного истца Цыренов С.Б. заявленные требования поддержал.
Административный ответчик и его представитель Ябжанов А.В. иск не признали.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО "Заиграевский район" Гузеева Н.И. просила иск удовлетворить.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 августа 2020 г, с учетом определения об исправлении описки от 14 сентября 2020 г, исковые требования удовлетворены. Досрочно прекращены полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район" Подпругина М.О.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Подпругина М.О. - без удовлетворения.
Представитель Подпругина М.О. Ябжанов А.В. 12 апреля 2021 г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 23 апреля 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании 09.06.2021 судебной коллегией объявлен перерыв до 09 час. 50 мин. 16.06.2021.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и супруги ФИО13 за период с 01.01.2018 по 01.08.2019 отражены заведомо недостоверные и неполные сведения, что в силу части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Подпругина М.О.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и основанными на нормах материального и процессуального права.
С выводами судов нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12 Закона Республики Бурятия от 16 марта 2009 г. N 701-IV "О противодействии коррупции в Республике Бурятия", если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, лица, замещающие муниципальные должности, граждане, претендующие на замещение должностей глав местной администрации (руководителей администрации) по контракту, лица, замещающие должности глав местной администрации (руководителей администрации) по контракту, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Главе Республики Бурятия в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону.
В пунктах 2, 5 приложения 1 к указанному Закону установлено, что граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, представляют Главе Республики Бурятия по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность): 1) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности (на отчетную дату); 2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности (на отчетную дату).
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Заиграевский район" от 9 сентября 2019 г. N 30 признаны состоявшимися выборы депутатов Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район", в числе которых по одномандатному избирательному округу N 16 "Озерный" избран Подпругин М.В. (т.1, л.д. 97-98).
Подпругиным М.В. на имя Главы Республики Бурятия представлены справки от 10.10.2019 в отношении себя и супруги ФИО13 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2018 по 01.08.2019, об имуществе на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2019 (т.1, л.д. 15-28).
Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1710-О система мер ответственности должностных лиц за нарушение антикоррупционного законодательства дифференцирована с учетом особенностей правового статуса этих лиц (пункт 4 статьи 6, часть 9 статьи 8, части 4.5 и 5 статьи 12.1, статья 15 Федерального закона "О противодействии коррупции"), и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.
В административном исковом заявлении указано, что проверка в отношении Подпругина М.В. проводилась как в отношении лица, претендующего на замещение муниципальной должности.
При этом, как следует из материалов дела и установлено судами, проверка проводилась в 2020 году, т.е. в период, когда Подпругин М.В. являлся депутатом и в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" был обязан в срок до 1 апреля 2020 г. представить сведения о доходах за отчетный 2019 год путем подачи соответствующих справок.
Справки за отчетный 2019 год в материалы дела не представлены, сведения об их проверке отсутствуют. Из объяснений Подпругина М.В. в ходе рассмотрения дела следует, что данные справки были им поданы своевременно и каких-либо недостатков в них не обнаружено.
Таким образом, административный истец обратился с настоящим иском в суд о досрочном прекращении полномочий Подпругина М.В. через 10 месяцев после его избрания депутатом, основываясь только на проверке сведений о доходах за период до вступления Подпругина М.В. в должность.
Положения части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", части 1.1. статьи 12 Закона Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" устанавливают общую обязанность граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, и лиц, замещающих муниципальные должности, по представлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
При оценке выполнения указанных требований необходимо учитывать различия в правовом статусе поименованных в данных нормах лиц и принимать во внимание, что отказ в назначении на муниципальную должность по причине выявления недостоверности и (или) неполноты в сведениях о доходах мерой юридической ответственности не является, в отличие от досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Гарантией от необоснованного и произвольного применения данной наиболее строгой меры юридической ответственности является соблюдение процедуры и порядка привлечения к такой ответственности.
Согласно части 5.1. статьи 12 Закона Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется по решению Главы Республики Бурятия в порядке, установленном приложением 2 к настоящему Закону.
При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 5.1 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Глава Республики Бурятия обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, лица, замещающего иную муниципальную должность, или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности, установленной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, если иное не установлено федеральным законом (часть 5.2. статьи 12 Закона Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия").
В соответствии с пунктом 2 Приложения 2 к Закону Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению Главы Республики Бурятия. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина, претендующего на замещение должности, либо лица, замещающего должность, и оформляется в письменном виде.
В силу пункта 5 Приложения 2 основанием для осуществления проверки является представленная в письменном виде достаточная информация о представлении лицами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, лицами, претендующими на замещение должностей глав местных администраций (руководителей администраций) по контракту, лицами, замещающими должности глав местных администраций (руководителей администраций) по контракту, недостоверных и (или) неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
2) работниками подразделений кадровых служб органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо Органом;
3) постоянно действующими руководящими органами региональных отделений политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
4) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Республики Бурятия;
5) средствами массовой информации.
Как следует из материалов дела в качестве основания для осуществления проверки в административном исковом заявлении указано на поступление информации от и.о. первого заместителя руководителя администрации муниципального образования "Заиграевский район" Цыренжапова С.Ц. на имя заместителя председателя Правительства Республики Бурятия Цыренова Б.Д. о том, что Подпругиным М.О. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Судами указано, что от и.о. первого заместителя руководителя администрации муниципального образования "Заиграевский район" Цыренжапова С.Ц. на имя заместителя председателя Правительства Республики Бурятия Цыренова Б.Д. поступила информация о том, что Подпругиным М.О. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Исходя из положений статей 59, 70, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценка письменных доказательств судом заключается в установлении обстоятельств на основании сведений о фактах. Искажение в судебном акте сведений о фактах, отраженных в том или ином доказательстве, либо установление обстоятельств в отсутствие таких сведений представляет собой нарушение правил оценки доказательств, т.е. нарушение норм процессуального права.
Указанные выше выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют, поскольку в письме и.о. первого заместителя руководителя администрации муниципального образования "Заиграевский район" Цыренжапова С.Ц. содержится просьба о проведении проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении всех депутатов районного совета без указания фамилий в связи с наличием информации о задолженности по имущественным налогам (т.3, л.д. 62).
Таким образом, административным истцом допущено нарушение требований пункта 5 Приложения 2, а именно проверка в отношении Подпругина М.В. проведена в отсутствие предусмотренных законом оснований, т.е. достаточной информации о предоставлении им недостоверных и или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги.
Также административным истцом не представлено решение Главы Республики Бурятия в письменном виде о проведении проверки в отношении Подпругина М.В.
Проведение проверки в отсутствие такого решения свидетельствует о нарушении требований пункта 2 Приложения 2.
Согласно пункту 7 Приложения 2 проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.
В отсутствие решения Главы Республики Бурятия о проведении проверки невозможно подтвердить соблюдение срока проверки, установленного в указанной норме.
Приложением 2 установлен комплекс прав гражданина, в отношении которого проводится проверка, и корреспондирующих им обязанностей лиц, проводящих такую проверку.
Подпунктом 1 пункта 16 Приложения 2 установлена обязанность уведомления в письменной форме гражданина о начале в отношении его проверки и разъяснения ему содержания подпункта 2 настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии такой обязанности противоречит указанной норме Закона.
Пунктом 17 Приложения 2 установлена обязанность ознакомления гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки.
Подпунктом 2 пункта 16 приложения 2 установлено право гражданина, в отношении которого проводится проверка, обратиться к уполномоченным лицами за проведением беседы с ним, которая по общему правилу подлежит проведению в течение семи рабочих дней со дня обращения и в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке.
Согласно пункту 18 Приложения 2 гражданин, в отношении которого проводится проверка, вправе: 1) давать пояснения в письменной форме в ходе проверки и по результатам проверки; 2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; 3) обращаться в Орган с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 настоящего Положения.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции документы, подтверждающие уведомление Подпругина М.В. о начале проверки, разъяснение ему его прав, его ознакомление с результатами проверки, не представлялись.
С учетом изложенного вышеприведенные нормы, гарантирующие права гражданина, в отношении которого проводится проверка, административным истцом соблюдены не были.
Проведение проверки в отсутствие предусмотренных законом оснований и решения о ее проведении, с существенным нарушением прав гражданина, в отношении которого проводится проверка, свидетельствует о том, что материалы такой проверки как полученные с нарушением норм материального права не могли быть положены в основу решения Главы Республики Бурятия об обращении с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата. Соответственно досрочное прекращение судом полномочий депутата на основании таких материалов противоречит закону и не может быть признано обоснованным.
С учетом изложенного выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Главы Республики Бурятия Цыденова Алексея Самбуевича к Подпругину Максиму Олеговичу о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования "Заиграевский район" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 28 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.