Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-572/2020, УИД 22RS0002-01-2020-000871-95 по иску Комарова Валентина Григорьевича в лице представителя по доверенности Комаровой Екатерины Александровны к краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Алтайскому району" о компенсации на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Алтайскому району" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комаров В.Г. обратился в суд с иском к краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Алтайскому району" (далее - КГКУ УСЗН по Алтайскому району) о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обосновании исковых требований Комаров В.Г. указал, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", собственником которого является его супруга Комарова Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
17 января 1997 г. ему присвоен статус ветерана военной службы и выдано Первомайским РВК г. Омска удостоверение "Ветеран военной службы" от 17 января 1997 г, серия Е N.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 24 апреля 2020 г.) он имеет право на меры социальной защиты как гражданин, приравненный к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г. Данные меры поддержки согласно вышеназванной статье определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельной категорий ветеранов" (в редакции от 11 марта 2019 г.) Комаров В.Г. также имеет право на меры социальной поддержки как лицо, приравненное к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" отдельные категорий граждан, в том числе и лица, приравненные к ветеранам труда, имеют право на получение компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг. Ранее указанную выше компенсацию Комаров В.Г. не получал, что подтверждается квитанцией оплаты за водоснабжение и электроэнергию.
26 ноября 2019 г. Комаров В.Г. обратился в КГКУ УСЗН Алтайскому району за назначением компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг.
2 декабря 2019 г. в назначении компенсации отказано без указания мотивов.
Ссылаясь на положения статьи 5 (в редакции от 29 июня 2004 г.), статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комаров В.Г. полагает, что имеет право на предоставление жилищных льгот, поскольку положениями приведённых норм закона не регламентируется требование к достижению возраста 60 лет для получения статуса "ветеран военной службы", статус ветерана военной службы был получен им до 30 августа 2004 г, поэтому необходимо применять нормы законодательства, действующие на тот период времени.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2020 г, исковые требования Комарова В.Г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 г. решение Алтайского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2020 г. отменено, принято по делу новое решение.
Исковые требования Комарова В.Г. удовлетворены.
На КГКУ УСЗН по Алтайскому району возложена обязанность назначить Комарову В.Г. как ветерану труда компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 26 ноября 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, КГКУ УСЗН по Алтайскому району просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Комаровым В.Г. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Комаров В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном военной службы. 17 января 1997 г. Комарову В.Г. присвоен статус ветерана военной службы и выдано Первомайским РВК г. Омска удостоверение "Ветеран военной службы".
26 ноября 2019 г. Комаров В.Г. обратился в КГКУ УСЗН по Алтайскому району за назначением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением КГКУ УСЗН по Алтайскому району от 2 декабря 2019 г. в назначении компенсации Комарову В.Г. отказано по причине: "по законодательству не положено".
Разрешая спор и отказывая Комарову В.Г. в удовлетворении заявленных требований о компенсации на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", исходил из того, что Комаров В.Г. удостоверение "Ветеран военной службы" получил ДД.ММ.ГГГГ, возраста 60 лет достиг лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он не может относиться к лицам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных Комаровым В.Г. требований о возложении на КГКУ УСЗН по Алтайскому району обязанность назначить Комарову В.Г. как ветерану труда компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 26 ноября 2019 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004) ветераны военной службы имели право на меры социальной защиты, предусмотренные статьёй 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" для ветеранов труда, однако реализовать такое право могли только по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Правовое значение имеет наличие у Комарова В.Г. статуса ветерана военной службы (лица, приравненного к ветеранам труда) по состоянию на 31 декабря 2004 г, но не достижение им на тот момент возраста, с которым законодатель связывает возможность реализации права на получение мер социальной поддержки.
Установив, что Комаров В.Г. является ветераном военной службы с 1997 года, по состоянию на 31 декабря 2004 г. имел право на предоставление мер социальной поддержки, однако не мог реализовать данное право, поскольку не достиг соответствующего возраста, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что у истца с достижением возраста 60 лет возникло право на получение мер социальной поддержки на основании Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ " О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливались законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, то есть были приравнены при предоставлении мер социальной защиты к ветеранам труда.
Пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) статья 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ " О ветеранах" признана утратившей силу.
Согласно преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 г.), а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ " О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Алтайском крае меры социальной поддержки ветеранам, в том числе лицам, приравненным к ветеранам труда в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ, предоставляются в соответствии с Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации из числа отдельных категорий ветеранов, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации).
К отдельным категориям ветеранов относятся, в том числе ветераны труда - лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу части 3 указанной статьи ветераны труда и ветераны труда Алтайского края имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для ветеранов труда и ветеранов труда Алтайского края, после назначения им страховой пенсии по старости либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Статья 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС предусматривает, что ветераном труда среди мер социальной поддержки предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В Определении от 1 декабря 2005 г. N 521-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что признание статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г. и предусматривавшей приравнивание при предоставлении мер социальной защиты ветеранов военной службы к ветеранам труда по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости) утратившей силу в соответствии с пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не означает, что эта категория ветеранов исключена федеральным законодателем из числа лиц, которым гарантируется предоставление мер социальной поддержки, а решение вопроса об обеспечении их мерами социальной поддержки оставлено на усмотрение субъекта Российской Федерации.
Исходя из того, что Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает установление мер социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22), Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что с 1 января 2005 г. ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объёме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 г. Иное противоречило бы сформулированным в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ задачам обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод граждан в сфере социальной защиты, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, которые ставил перед собой законодатель, принимая этот Федеральный закон (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 521-О).
В определении от 9 февраля 2016 г. N 212-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с учётом приведённой в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 521-О и сохраняющей силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как препятствующее отнесению ветеранов военной службы, достигших общеустановленного пенсионного возраста после 31 декабря 2004 г, к гражданам, приравненным к ветеранам труда, и назначению им соответствующих мер социальной поддержки, а также не предполагает отмены назначенных выплат. В противном случае нарушались бы конституционные принципы равенства и справедливости, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П и от 10 ноября 2009 г. N 17-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
Учитывая изложенное, установив, что Комаров В.Г. является ветераном военной службы с 1997 г, по состоянию на 31 декабря 2004 г. обладал статусом ветерана военной службы, то есть был лицом, приравненным к ветеранам труда, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что истец, как лицо, достигшее 60-летнего возраста, имеет право на получения мер социальной поддержки на основании Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, а доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном применении норм материального права, без учёта приведённых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Алтайскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.