Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-16/2021) по административному исковому заявлению ПАО "Якутскэнерго" о признании недействующими постановлений Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года N 251 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год", N 263 от 28 декабря 2019 года "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО "Якутскэнерго", регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы", N 205 от 01 декабря 2020 года "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01 декабря 2020 по 31 декабря 2020 год", по апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей ПАО "Якутскэнерго" Пухель О.В, Корякина Г.Г, Никифорова Г.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2019 года Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление N 263 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО "Якутскэнерго", регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы" (далее - Постановление N 263).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года N 251 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год (далее - постановление N 251).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2020 года N 1112/20 постановление N 251 отменено, органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в рамках предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии, утвержденных приказами ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19 и N 1509/19, поручено установить и ввести в действие не позднее 1 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) и тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям (потребителям) на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2020 года N 205 во исполнение приказа ФАС России от 10 ноября 2020 года N 1112/20 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года (далее - постановление N 205).
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановлений N 251, N 263, N 205, взыскании государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) расходы на оплату труда на 2020 год приняты согласно экспертному заключению ГКЦ РС(Я) в сумме 2 442 808, 0 тыс. рублей, исходя из численности 2835 единиц, среднемесячной заработной платы в размере 71 805, 1 рублей, что полностью соответствует уровню 2018 года. Однако, Обществом фонд оплаты труда был рассчитан в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике" в сумме 2 845 469, 0 тысяч рублей, страховые взносы рассчитаны в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса РФ в сумме 860 851, 0 тысяч рублей, исходя из численности 2 791 единиц, среднемесячной заработной платы в размере 84 968, 2 рублей, согласно представленному штатному расписанию и расчетов предприятия с учетом выплат связанных с режимом работы и условиями труда, текущего премирования, выплат по районному регулированию и северной надбавки. Указывает, что орган регулирования при установлении долгосрочных параметров регулирования и утверждении единых (котловых тарифов) не учел Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2019-2021 годы. Считает, что незаконное и необоснованное исключение из необходимой валовой выручки подтвержденных соответствующими документами расходов, понесенных заявителем, нарушает права и законные интересы истца, приводит к невозможности нормального осуществления предпринимательской деятельности регулируемой организации.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года административные исковые требования ПАО "Якутскэнерго" удовлетворены частично, признаны недействующими с момента принятия: постановление N 263 в части установленного для ПАО "Якутскэнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 4 420, 662 млн. руб, пункт N 1 таблицы 1 к приложению N 1 к постановлению N 251 в части установленной для ПАО "Якутскэнерго" НВВ в размере 7 822 793, 35 тысяч рублей, пункт N 1 таблицы 1 к приложению N 1 к постановлению N 205 в части установленной для ПАО "Якутскэнерго" НВВ в размере 7 822 793, 35 тысяч рублей. С ГКЦ РС (Я) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
На указанное решение представителем Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при регулировании тарифов на 2020 год тарифный орган исходил из фактических данных регулирования в 2018 году. Так, в 2018 году административный истец не использовал в полном объеме тот размер фонда оплаты труда, который был предусмотрен тарифным источником на 2018 год, тем самым не подтвердил экономическую обоснованность своих затрат в заявленном размере. Кроме того указывает, что ГКЦ РС(Я) при регулировании тарифов на 2020 год принял затраты на фонд оплаты труда с учетом затрат на оплату льготного проезда и страховых взносов в размере 3 147, 86 млн. рублей, что на 8, 36% выше, чем фактические затраты регулируемой организации за 2018 год. Считает, что судом не учтена часть 6 статьи 23.1. Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которой орган регулирования, при установлении тарифов, должен исходить из утвержденных ФАС России предельных уровней тарифов.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ПАО "Якутскэнерго" и прокурором представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители ПАО "Якутскэнерго" Пухель О.В, Корякин Г.Г, Никифоров Г.А, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 468 (далее Положение N 468), государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Государственный комитет) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).
Из пункта 3.1.2 указанного выше Положения N 468 следует, что Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством устанавливает (утверждает) цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале в информационно-аналитической системе "тарифные решения" http:tdb.regional-tariff.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Суд первой инстанции, выявив, что постановление N 251 отменено приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2020 года N 1112/20 с 01 декабря 2020 года и установив, что в период действия постановления N 251 нарушались права административного истца и нарушения не были устранены при принятии постановления N 205, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания постановления N 251.
В данной части решение ни административным истцом, ни административным ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Из пункта 12 Методических указаний N 98-э следует, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы было утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 21 декабря 2018 года.
Согласно пункту 1.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике в отношении Организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
ПАО "Якутскэнерго" входит в перечень организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (пункт 27 Приложения N 1).
Пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что данное Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
При этом:
- С 1 января 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8030 рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
- С учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8643 рубля, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Из материалов дела следует, что по статье "фонд оплаты труда" административным истцом предложено к включению в базовый уровень подконтрольных расходов расходы в размере 2 845, 469 млн. рублей.
Согласно экспертному заключению при утверждении затрат на передачу электрической энергии по сетям ПАО "Якутскэнерго" методом долгосрочной индексации на 2020-2022 годы, тарифным органом расходы по указанной статье приняты в размере 2 442, 808 млн. рублей.
При этом, минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне действующей на декабрь 2018 года минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС) с ростом 0, 4 % в размере 7 968, 5 рублей в месяц, что ниже ММТС, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением.
Применение, при формировании фонда оплаты труда на 2020 год, ММТС действующей на 2018 год, является неправомерным.
На момент установления оспариваемых тарифов административный ответчик уже располагал сведениями о величинах ММТС на 2020 г, следовательно, необходимо было применять именно эти ставки в целях обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала на расчетный период регулирования - 2020 год.
Из экспертного заключения, протокола заседания правления тарифного органа от 28 декабря 2019 года, подготовленных при принятии Постановлений N 263 и 251, следует, что рост ММТС выше предусмотренного в тарифах на 2020 год не учтен в соответствии с пунктом 5.4 распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2018 года N 803.
Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2018 года N 803-РГ утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы.
Пунктом 5.4, в качестве одного из мероприятий по оптимизации бюджета, предусмотрено сдерживание роста экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги не выше установленного ИПЦ.
Данное распоряжение порядок государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию не регулируют, в связи с чем не может являться основанием для снижения расходов на оплату труда, при установлении тарифов для ПАО "Якутскэнерго".
Доводы административного ответчика о том, что ММТС, установленная отраслевым тарифным соглашением не была учтена, так как обществом не представлен бизнес-план предприятия, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования Государственный комитет для установления экономически обоснованных тарифов, имел право и возможность запросит у регулируемой организации указанный выше бизнес-план.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости установления единых (котловых) тарифов в пределах максимального уровня доведенных цен (тарифов), утвержденных ФАС России подлежат отклонению.
Ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления тарифного органа, подготовленных при принятии Постановлений N 263 и 251 не приведено данных, подтвержденных расчетами, о возможности превышения предельных максимальных уровней тарифов, установленных ФАС России, в случае принятия предложения общества по фонду заработной платы.
Из пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике следует, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08 ноября 2019 года N 1483/19.
Однако данной обязанности Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) не выполнено, доказательств соблюдения данного порядка в материалы дела не представлено.
Расходы Общества, связанные с оплатой труда не являлись предметом рассмотрения ни Федеральной антимонопольной службы при отмене постановления N 251, ни тарифного органа при вынесении постановления N 205.
В экспертном заключении, составленном при утверждении постановления N 205, указано, что анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, приведенный в предыдущем экспертном заключении, оставлен без изменений.
Таким образом, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, принятые постановлением N 205, также установлены из неверно определенного тарифным органом размера необходимой валовой выручки.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июня 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.