Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Романова В.С, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-92/10855/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика - и.о. начальника полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" Сенцова Г.Н. на решение 26 гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г, которым частично удовлетворено исковое заявление военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" в интересах гражданина Кравцова Александра Филипповича к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) и полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, 29 августа 2016 г. между Кравцовым (работник) и полевым учреждением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" в лице начальника данного учреждения (работодатель) заключен трудовой договор, согласно которому работник принят на работу "данные изъяты"" и ему установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, а также в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, работник имеет право на соответствующие доплаты, надбавки, поощрительные, стимулирующие и компенсационные выплаты. Работодатель принял на себя обязательства своевременно выплачивать обусловленную этим договором заработную плату, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России. Дополнительным соглашением к данному договору от 27 июня 2018 г. Кравцов принят на работу в полевое учреждение Банка России "данные изъяты" на неопределенный срок, так как ранее имелось указание об исполнении им трудовых обязанностей до выхода на работу "данные изъяты"
В период работы с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2020 г. Кравцову выплачивалась заработная плата без повышения должностного оклада на 50%, установленных ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсация военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формирования Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях".
Полагая, что полевым учреждением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N "данные изъяты" нарушены права Кравцова, военный прокурор "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Кравцова, в котором просил взыскать в пользу последнего недоплату должностного оклада с учетом повышения на 50% за период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 1 121 636 руб. 36 коп.
Решением суда первой инстанции исковое заявление военного прокурора в интересах Кравцова удовлетворено частично. Суд взыскал с Центрального банка Российской Федерации в "данные изъяты" сумму недоплаты за период с 1 ноября 2019 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 961 948 руб. 23 коп, отказав в удовлетворении требований на большую сумму в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора в защиту интересов Кравцова отказать.
В обоснование жалобы указывает, что суд при рассмотрении дела не применил положения ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ), в котором приведен исчерпывающий перечень воинских формирований, на которые распространяет свое действие данный закон, и в котором полевые учреждения Банка России не значатся. Не относятся они и к перечисленным в данном законе "другим войскам, воинским формированиям и органам". При этом указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности.
Суд применил Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г. о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, которое не подлежало применению к спорным правоотношениям.
Ссылаясь на ст. 5 Федерального закона N 284-ФЗ, отмечает, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых государством из федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Поскольку заработная плата в соответствии со ст. 136 ТК РФ выплачивается работнику два раза в месяц, как установлено это 1 и 16 числа каждого месяца, а исковое заявление в интересах Кравцова подано в суд прокурором 20 ноября 2019 г, то полагает, что срок исковой давности за ноябрь 2019 года следует считать с 16 ноября 2019 г, а не с 1 ноября 2019 г, как указал суд.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор "данные изъяты" прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" Казарин И.М. просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами перечисленных выше органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В статье 83 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Согласно ст. 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" утверждено Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, которым регламентируется деятельность полевого учреждения Банка России.
В силу названного Положения "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нем, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В частности, в целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" установлены дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях этого Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из ст.ст. 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств дела, Кравцов имеет право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50%, поскольку работает в полевом учреждении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты", которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
Прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истца доплату к выплаченной заработной плате с учетом повышения должностного оклада на 50% за период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2020 г.
Согласно ч. 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Как следует из дополнительного соглашения N 2-ДС к трудовому договору от 29 августа 2016 г. (л.д. 24-30), сроки выплаты заработной платы работнику полевым учреждением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" установлены дважды в месяц, 1 и 16 числа каждого месяца.
Следовательно, о нарушениях по выплате заработной платы истец должен был знать не позднее первого числа каждого месяца, следующего за отработанным и подлежащим оплате, в связи с чем о нарушении своих прав по невыплате заработной платы с учетом повышения должностного оклада на 50% за сентябрь и октябрь 2019 года истец должен был узнать не позднее 1 октября и 1 ноября того же года, соответственно, и именно с этих дат подлежит исчислению годичный срок обращения в суд.
Поскольку исковое заявление прокурора о восстановлении нарушенных прав истца направлено в суд 20 ноября 2020 г. и причин уважительности пропуска срока, установленного ч. 3 ст. 392 ТК РФ, по требованиям за сентябрь и октябрь 2019 года стороной истца суду не представлено, то суд пришел к правильному выводу о том, что в требованиях истца в части взыскания доплаты за сентябрь и октябрь 2019 года в надлежит отказать в связи с пропуском указанного срока обращения в суд.
При этом судебная коллегия признает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что сумму недоплаты, исходя из дат выплаты истцу заработной платы за каждый месяц и даты направления искового заявления в суд, нужно исчислять не с 1 ноября 2019 г, а с 16 ноября 2019 г, поскольку пунктом 5.3 названного дополнительного соглашения N 2-ДС к трудовому договору от 29 августа 2016 г. установлены сроки выплаты заработной платы, в соответствии с которыми 1 числа месяца выплачивается заработная плата и окончательный расчет за предыдущий месяц, что позволяет работнику после получения окончательного расчета оценить, имело ли место нарушение его права на получение заработной платы в установленном порядке, а также размер возможной недоплаты.
Безосновательным является утверждение в апелляционной жалобе о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счет федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
В силу ст. 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривает, "данные изъяты"
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать "данные изъяты" заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
Представленный прокурором расчёт задолженности работодателя перед работником, произведённый главным экономистом группы расчетов полевого учреждения, сторонами не оспаривался, иными доказательствами не опровергнут, поэтому оснований не доверять ему не имеется.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу Кравцова суммы недоплаты по заработной плате с 1 ноября 2019 г. по 31 августа 2020 г. в размере 961948 руб. 67 коп.
Доказательств, которые бы опровергали выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г. по исковому заявлению военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" в интересах Кравцова Александра Филипповича к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) и полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.