Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Манохина В.В, Богдашова Д.А, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-95/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 03 февраля 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление капитана Тихомирова ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны РФ и Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, Тихомиров 24 июля 2006 года поступил на военную службу по контракту и ему присвоено воинское звание лейтенант.
В августе 2013 года в связи с организационно-штатными мероприятиями он был уволен с военной службы, а 17 сентября 2014 года вновь поступил на военную службу по контракту.
В июле 2007 года административный истец включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с датой возникновения основания для его включения 24 июля 2006 года. Однако в июне 2009 года Тихомиров был необоснованно исключён из указанного реестра, 01 августа 2012 года восстановлен, а 31 августа 2013 года вновь из него исключён.
31 марта 2020 года именной накопительный счёт (далее - ИНС) истца открыт повторно с датой возникновения основания для его включения в НИС 17 сентября 2014 года.
В результате этих действий инвестиционный доход за период с июля 2006 года по август 2013 года начислен Тихомирову в меньшем размере, и соответственно, после его повторного поступления на военную службу и включения в НИС в марте 2020 года по категории N 15 инвестиционный доход рассчитывался неверно.
Полагая свои права нарушенными, административный истец в судебном порядке оспорил действия административных ответчиков и просил восстановить сумму недоначисленного инвестиционного дохода и сумму этого дохода за период его необоснованного исключения из реестра НИС.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично и обязал Росвоенипотеку учесть на ИНС административного истца доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, а также взыскал с Минобороны России в пользу Тихомирова "данные изъяты" рублей в качестве судебных расходов, понесенных им на оплату госпошлины и услуг представителя, отказав на сумму "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), указывает, что рассчитать предполагаемый инвестиционный доход участника НИС за период невозможно. Начисление инвестиционного дохода на ИНС участника возможно только, если счёт является активным (открытым), и на нём находятся денежные средства. Начисление инвестиционного дохода на счёт участника НИС, который был включён в реестр несвоевременно, за период, предшествующий открытию счёта, законодательством не предусмотрено, а поэтому восстановлению подлежат только накопительные взносы, размер которых устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Считает неверным вывод суда о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, так как на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" у административного истца имелась возможность обратиться за бесплатной юридической помощью.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 4, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 15 того же Федерального закона устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Согласно частям 4-6 статьи 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Доходы от инвестирования средств учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.
Из материалов дела следует, что Тихомиров проходил военную службу по контракту с июля 2006 года по август 2013 года. В сентябре 2014 года он вновь поступил на военную службу по контракту и в последующем был включён в реестр по категории участника НИС N 15, то есть с правом на накопления, учтённые на его именном накопительном счёте на август 2013 года.
Однако судом установлено, что по вине должностных лиц органов военного управления он в июне 2009 года был необоснованно исключён из указанного реестра, 01 августа 2012 года восстановлен, а 31 августа 2013 года вновь из него исключён.
31 марта 2020 года именной накопительный счёт истца открыт повторно с датой возникновения основания для его включения в НИС 17 сентября 2014 года, в связи с чем на ИНС Тихомирова были учтены накопления за данный период без начисления дохода от инвестирования и без их учёта при дальнейшем формировании накоплений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
Исходя из положений Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 (действовавшего до 9 июня 2017 г.), Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. N 245 (действовавшего до 7 ноября 2020 г.), а также Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 г. N 477, за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, отвечают командиры воинских частей.
Таким образом, ошибочное позднее включение и необоснованное исключение административного истца из реестра участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно определилсумму подлежащего начислению и учету на ИНС истца недополученного дохода, которую обязал Росвоенипотеку учесть из распределяемого в дальнейшем инвестиционного дохода.
При этом внесение изменений в ИНС и перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете, предусмотрен п. 7 Правил.
Учитывая, что на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" в разделе "Ежегодные взносы" опубликованы помесячные сведения о средней сумме накоплений на одного участника НИС с раздельным указанием размера накопительных взносов и инвестиционного дохода, довод автора жалобы о невозможности расчета величины инвестиционного дохода является несостоятельным.
Доказательств того, что истец отнесён к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в порядке Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", стороной административного ответчика не представлено, а наличие этого закона не препятствует Тихомирову вести своё административное дело через представителя.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя административного ответчика по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 03 февраля 2021 г. по административному исковому заявлению Тихомирова ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.