Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Терентьевой Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Митюра Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
По первой инстанции решение вынесено Костомукшским городским судом Республики Карелия 17 июля 2020 года номер дела N 2а-417/2020.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митюра Т.В. обратилась с административным иском по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство, административный ответчик), выраженным в письме от 07.05.2020г. N 10203/124-4, ей отказано в удовлетворении заявления об образовании земельного участка под многоквартирным домом (собственником одной из квартир в котором она является) и постановке его на кадастровый учет в связи с отсутствием у административного истца проекта межевания территории и отсутствием у Министерства полномочий по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Указано, что данная обязанность лежит на ООО "ИНКОД", с которым заключен договор комплексного освоения территории, в границах которой расположен спорный земельный участок. Митюра Т.В. просила суд признать указанное решение незаконным и обязать административного ответчика сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2020 года вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от
07.05.2020г. N 10203/124-4.
На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом N 23 по переулку Вербному в городе Костомукша и осуществить предусмотренные действующим законодательством действия для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 29.01.2007г. N 5/8 земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ООО "ИНКОД" в целях комплексного освоения для жилищного строительства. Договор не расторгнут и является действующим.
26.12.2013г. администрацией Костомукшского городского округа ООО "ИНКОД" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - 4х- квартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
28.01.2016г. Митюра Т.В. приобрела в собственность у Безбородова И.И. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права от 09.02.2016г.).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2017г. по иску администрации Костомукшского городского округа к ООО "ИНКОД" о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 29.01.2017г. N утверждено мировое соглашение, по условиям которого ООО "ИНКОД" за счет собственных средств осуществит раздел земельных участков с кадастровыми номерами N и N и образованные земельные участки поставит на кадастровый учет, выполнит работы по постановке на государственный кадастровый учет всех сетей инженерно-технического обеспечения, транспортной инфраструктуры, а также объектов благоустройства, расположенных (проходящих) на указанных земельных участках. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2020г. ООО "ИНКОД" предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного определения суда до 31.12.2020г.
21.04.2020г. административным истцом в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия подано заявление об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет.
07.05.2020г. решением, оформленным письмом N, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Митюра Т.В. в удовлетворении заявления, мотивируя это тем, что образование земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в то время как Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по разработке и утверждению документации по планировки территории, не вправе подменять собой органы, осуществляющие полномочия в области градостроительной деятельности. Работы по образованию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером N должны быть выполнены ООО "Инкод", у которого в аренде находится земельный участок с кадастровым номером N в целях комплексного освоения для жилищного строительства.
09.06.2020г. Митюра Т.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку работы по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером N должны быть выполнены ООО "Инкод", в аренде у которого находится земельный участок с кадастровым номером N в целях комплексного освоения для жилищного строительства, отказ административного ответчика прав административного истца не нарушает и не противоречит нормам действующего законодательства.
Отменяя данное решение, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия правомерно исходила из следующего.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010г. N 12-П).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019г. N 153/пр (далее - Методические рекомендации), в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:
подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);
провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков);
представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).
В силу пункта 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Карелия от 29.12.2015г. N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017г. N 390-П "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия" Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа административному истцу в реализации его права на формирование земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020г. N 89-КАД20-1-К7, от 20.02.2019г. N 89-КГ18-20, от 06.02.2019г. N 5-КГ18-301, от 14.11.2018г. N 5-КГ18-208.
Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением администрации Костомукшского городского округа от 30.08.2019г. N 924 "Об утверждении документации по планировке территории, разработанной в составе проекта межевания территории", размещенном на официальном сайте администрации Костомукшского городского округа, утверждена документация по планировке территории, разработанная в составе проекта межевания территории улиц Надежды, Северная, Беломорская, переулков Вербный и Шведский города Костомукша Республики Карелия с целью образования земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена (путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N в один земельный участок площадью 90 629 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4) (проект межевания территории разработан ООО "Северный кадастр" в 2019 году, шифр проекта 01/01/2019-СК, проект межевания территории прилагается). Указанное постановление и проект межевания территории представлены в материалы дела (л.д. 80-89).
Между тем оценка указанному проекту межевания территории не дана ни административным ответчиком, ни судом первой инстанции. Кассационная жалоба так же не содержит доводов, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции.
Учитывая обязанность административного ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, лежащую на нем вне зависимости от наличия или отсутствия утвержденного проекта межевания территории, наличие в материалах дела проекта межевания территории (включая земельный участок, на котором расположен жилой дом, собственником одной из квартир в котором является административный истец), оценка которому административным ответчиком не дана, решение административного ответчика, выраженное в письме от 07.05.2020г. N 10203/124-4, об отказе в удовлетворении заявления об образовании земельного участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет является незаконным.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права решение суда перовой инстанции отменено с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Митюра Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 02 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.