N 88а-15196/2021
16 июля 2021 года город Самара
Судья судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинов И.И, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации поданную 11 июня 2021 года кассационную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" на определение Самарского областного суда от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года по административному делу N 3а-1733/2020 по административному исковому заявлению Кокурина Николая Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кокурин Н.В. (далее - административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Самарского областного суда от 20 октября 2020 года, вступившим в законную силу, административные исковые требования Кокурина Н.В. были удовлетворены, установлена кадастровая стоимость:
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 120, 9 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 852 384 рубля;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 97, 9 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 703 180 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 119, 6 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 871 944 рубля;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 525, 9 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 290 436 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 344, 7 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 877 784 рубля;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 3 346, 8 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 265 435 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 871, 1 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 041 648 рублей.
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 474, 5 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 021 887 рублей.
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 12, 2 кв.м, расположенного по адресу ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 340 рублей.
Кокурин Н.В. обратился в Самарский областной суд с заявлением о взыскании судебных расходов, просил суд взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из расходов на оплату юридических услуг - 40 000 рублей, оплаты за проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости ? 105 000 рублей, оплаты государственной пошлины - 2 700 рублей.
Определением Самарского областного суда от 8 февраля 2021 года требования Кокурина Н.В. о взыскании судебных расходов удовлетворено частично. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Кокурина Н.В. взыскано в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя - 5 000 рублей, в счет возмещения расходов за составление отчета об оценке - 69 400 рублей, в счет возврата уплаченной государственной пошлины - 1 500 рублей, а всего 75 900 рублей. В удовлетворении остальной части заявления Кокурина Н.В. отказано.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года определение Самарского областного суда от 8 февраля 2021 года в части отказа в удовлетворении требований заявителя о взыскании расходов за составление отчета об оценке и государственной пошлины по объекту недвижимости с кадастровым номером N отменено, постановлено взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Кокурина Н.В. в счет возмещения расходов за составление отчета об оценке - 31 110 рублей, в счет возврата уплаченной государственной пошлины - 300 рублей.
В остальной части определение Самарского областного суда от 8 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как принятых с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При определении пределов проверки обжалования, вступившего в законную силу судебного акта суд кассационной инстанции, руководствуясь принципом диспозитивности, установленной частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе осуществлять проверку судебного акта исключительно в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив административное дело, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановленных по данному делу судебных актов судов обеих инстанций по следующим основаниям.
Разрешая заявление административного истца о возмещении судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением административного дела, и удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что диапазон расхождения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N с их рыночной стоимостью в процентном выражении является неприемлемым, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. В связи с этим суд пришел к выводу о необходимости взыскании в пользу административного истца с ФГБУ "ФКП Росреестра", как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, судебных расходов.
Отменяя определения суда первой инстанции в части отказа в возмещении административному истцу понесенных им судебных расходов по оспариванию кадастровой стоимости, установленной в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, суд апелляционной инстанции указал, что кадастровая стоимость названного объекта значительно (44%) превышает рыночную стоимость, установленную судом, что является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению прав административного истца, как плательщика налоговых платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости, в связи с чем с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", утвердившего результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, также подлежат взысканию расходы по данному объекту недвижимости - расходы за составление отчета об оценке по данному объекту недвижимости 31 110 рублей, по оплате государственной пошлины- 300 рублей.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов основанными на применимых нормах материального и процессуального права, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Пунктом 4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Как следует из содержания части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Исходя из приведенных выше требований процессуального закона и правовой позиции Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, судами обеих инстанций правомерно и обоснованно указано, что применительно к обстоятельствам данного административного дела имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью (более чем на 40 %) является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца как налогоплательщика.
Определяя надлежащее лицо, с которого подлежат взысканию понесенные административным истцом по данному административному делу судебные расходы, суды исходили из следующего.
Из содержания абзаца 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктом 2.2.6 Положения о филиале Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 30 декабря 2016 года N П/533, к основным видам деятельности филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 действовавшего на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по настоящему административному делу Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, данный Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость здания, помещения в перечисленных выше случаях определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Из материалов административного дела следует, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена актами ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области".
При разрешении заявления Кокурина Н.В. о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, суды первой и апелляционной инстанций указали, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка составляет более чем 40 %, что свидетельствует о том, что такая разница в данном случае является существенной, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости спорных объектов недвижимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объектов недвижимости.
Исходя из общих положений главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы подлежат присуждению стороне, в пользу которой состоялось решение суда и взыскиваются с лица, чьи действия повлекли возникновение для противоположной стороны негативные последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 упомянутого Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона (часть 3 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Из системного толкования названных положений закона следует, что для субъектов указанных отношений, правовые последствия возникают со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о результатах определения кадастровой стоимости.
Применительно к рассматриваемому делу правовые последствия для административного истца наступили вследствие внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, которые были определены актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области.
Таким образом, из приведенного правового регулирования, с учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, суды сделали правильный вывод о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Самарской области является государственным органом, осуществившим функции по государственной кадастровой оценке в отношении спорных объектов недвижимости, а следовательно - лицом, ответственным за возмещение понесенных административным истцом судебных расходов в связи с оспариванием этой оценки.
В этой связи, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на произвольном, ошибочном толковании норм материального права. При этом ссылки в жалобе на иную судебную практику по административным делам не свидетельствуют о незаконности постановленных судами судебных актов, основанных на конкретных обстоятельствах административного дела.
Учитывая, что судами ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Самарского областного суда от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья И.И. Фахрутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.