Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-4624/2020 по иску Курандина Анатолия Николаевича к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возмещении расходов на отправление к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, судебная коллегия
установила:
Курандин А.Н. обратился в суд с иском к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, в котором просил взыскать с ответчика за счет средств казны Республики Марий Эл в возмещение расходов по оплате проезда 17 431 руб. 20 коп. В обоснование иска указано, что истец является инвалидом, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова" (далее - ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова" Минздрава России) ему после проведенного лечения была выдана путевка на санаторно-курортное лечение в Лечебнореабилитационный клинический центр "Курортная больница". По вопросу получения талона на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения для последующего его представления в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл он обратился в Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, которое в выдаче названного талона отказало, в связи с чем он был вынужден самостоятельно приобрести билеты на железнодорожный транспорт. Соответствующие расходы подлежат возмещению.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по ходатайству истца к участию в деле было привлечено Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл).
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020 года: исковые требования Курандина А.Н. к ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл о возмещении расходов на отправление к месту прохождения санаторно- курортного лечения и обратно удовлетворены. Суд взыскал с ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл в пользу Курандина А.Н. в возмещение расходов на отправление к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно 17 431 руб. 20 коп. В удовлетворении иска к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл Курандину Анатолию Николаевичу - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 марта 2021 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020 года отменено. Постановлено новое решение, которым суд взыскал с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу Курандина А.Н. расходы по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в размере 17 431 руб. 20 коп.
Министерство здравоохранения Республики Марий Эл обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 марта 2021 года, оставить в силе решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020 года.
Представитель ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл Баластаев С.Н. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал на доводы жалобы. Просил апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Курандин А.Н. является инвалидом I группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 N.
В период с 12 декабря 2018 года по 28 декабря 2018 года на основании выданного Министерством здравоохранения Республики Марий Эл талона на оказание высокотехнологической медицинской помощи Курандин А.Н. проходил стационарное лечение в ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова" Минздрава России, где ему была проведена операция - трансплантация сердца.
После проведенного оперативного лечения ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова" Минздрава России Курандину А.Н. выдана путевка N на санаторно-курортное лечение в Лечебнореабилитационный клинический центр "Курортная больница" - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации в период с 9 июня 2019 года по 29 июня 2019 года, которая получена истцом 22 мая 2020 года.
Судом установлено, что в связи с получением указанной путевки Курандин А.Н. обратился в Министерство здравоохранения Республики Марий Эл по вопросу получения талона формы N на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения для последующего его представления в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл.
Министерством здравоохранения Республики Марий Эл в выдаче названного талона было отказано со ссылкой на выдачу ему названной путевки не министерством, а вышеуказанным лечебным учреждением.
Курандиным А.Н. самостоятельно были приобретены проездные билеты на поезд путем следования Казань - Кисловодск 7 июня 2019 года и Кисловодск - Казань 29 июня 2019 года на себя и сопровождающее лицо - ФИО6 Общая сумма расходов Курандина А.Н. на приобретение указанных билетов составила 17 431 руб. 20 коп.
8 июля 2019 года ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл в ответ на обращение Курандина А.Н. от 2 июля 2019 года по вопросу компенсации понесенных расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения по путевке, выданной ему ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова" Минздрава России, разъяснило, что компенсация самостоятельно понесенных расходов законодательством не предусмотрена.
Удовлетворяя исковые требования Курандина А.Н. и взыскивая расходы истца на отправление к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно в сумме 17 431 руб. 20 коп. с ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл, суд первой инстанции исходил из того, что Курандин А.Н. имел право на получение социальной гарантии в виде обеспечения бесплатного проезда с сопровождающим лицом к месту санаторно-курортного лечения и обратно, спорные расходы им были понесены вследствие не предоставления ему названной социальной гарантии, в связи с чем подлежат возмещению за счет средств, предоставляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию соответствующих мер социальной поддержки инвалидов. Суд пришел к выводу об отказе Курандину А.Н. в удовлетворении иска к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и взыскивая расходы истца на отправление к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно в сумме 17 431 руб. 20 коп. с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, суд апелляционной инстанции исходил из следующего. Курандин А.Н. в установленном порядке в ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл за бесплатными проездными документами к месту санаторно-курортного лечения и обратно не обращался, данный ответчик не отказывал в предоставлении услуги по обеспечению бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Истец был лишен возможности реализации права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно ввиду отказа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта в выдаче соответствующего талона. Именно Министерство здравоохранения Республики Марий Эл является компетентным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в Республике Марий Эл, из действий, либо бездействия, которого следует нарушение прав истца. При рассмотрении обращения истца ГУ-РО ФСС РФ по Республике Марий Эл не имело оснований для выплаты компенсации в силу закона.
Автор кассационной жалобы указывает, что путевка на санаторно-курортное лечение, выдана Курандину А.Н. ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова", а не Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, следовательно, у министерства не имелось правовых оснований для выдачи истцу талона N в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N. Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N, осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения финансового обеспечения расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не предусмотрено. Следовательно, основания для взыскания с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в пользу Курандина А.Н. расходов по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно отсутствуют.
Указанные доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьями 1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178- ФЗ).
Как установлено пунктами 3.1, 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.4 Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 3 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 (далее - Правила), данные Правила определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно инвалидам. Действие настоящих Правил в части финансового обеспечения расходов по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности.
Пунктом 4 указанных Правил определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу пунктов 11, 12 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) видами междугородного транспорта, в том числе железнодорожным транспортом. Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной услуги в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (действовавшим на момент спорных отношений, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 августа 2019 года N 564н), предусмотрено предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента, (пункт 11.2).
В пункте 14 указанного Регламента установлено, что для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон N 2, формы которых предусмотрены приложением N 1 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок направления).
Положениями пункта 5 Порядка направления закреплено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение и заполняется талон N указанного образца. Талон N представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что истец, направленный Министерством здравоохранения Республики Марий Эл на лечение в медицинское учреждение, с последующим предоставлением данным учреждением за счет средств федерального бюджета путевки в целях лечения, будучи инвалидом I группы и имеющий право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном, в том числе железнодорожном, транспорте к месту лечения и обратно совместно с сопровождающим лицом, был лишен возможности реализации права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно ввиду отказа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта в выдаче соответствующего талона.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.