Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2806/2020 по административному исковому заявлению Куклиной Людмилы Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Куклина Л.О. обратилась с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений от 7 сентября 2020 года просила: признать незаконным бездействие административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра) в части нарушения пунктов 38, 39, 40, 73, 75, 76, 78, 144 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество утвержденное приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 и обязать предоставить уведомления от 2 июля 2020 года, 3 июля 2020 года, два уведомления от 16 июля 2020 года и два уведомления от 24 июля 2020 года.
В обоснование административного искового заявления указала, что 23 июня 2020 года через АУ ХМАО "Многофункциональный центр предоставления государственных уедут Югры" она, залогодержатель "данные изъяты" и представитель Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в Управление Росреестра передали документы для регистрации договора мены от 15 июня 2020 года.
Однако, в нарушение статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 "О государственной регистрации недвижимости", административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество договор не зарегистрирован, уведомлений о приостановке либо отказе в государственной регистрации в ее адрес не направлено, чем-нарушаются ее права на своевременную регистрацию права на недвижимое имущество, приобретение права собственности на имущество.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26 ноября 2020 года в удовлетворении требования административного истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 февраля 2021 года указанный судебный акт отменен, принято новое решение, которым требования Куклиной Л.И. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие государственных регистраторов "данные изъяты" и "данные изъяты". по не направлению уведомлений от 2, 3, 16 и 24 июля 2020 года о приостановлении государственной регистрации договора мены. В остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 01.06.2021, Управление Росреестра, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судами положений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137 "Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав", а также норм Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации права". Указывает, чтов силу положений вышеназванных нормативных актов у органа государственной регистрации имеется обязанность по направлению выходных документов о результате оказания государственной услуги в порядке, установленном Законом о регистрации, заявителю - лицу, обратившемуся с заявлением о государственной регистрации. Куклина Л.И. с заявлением об оказании ей государственной услуги в регистрирующий орган не обращалась. С таким заявлением обращался представитель органа местного самоуправления по доверенности - Маслова О.А, действовавшая, в том числе, от имени Куклиной Л.И. Обращение осуществлялось в порядке части 2 статьи 19 Закона о регистрации, заявление и документы были представлены на государственную регистрацию в форме электронных документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона о регистрации.
Поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено, что результат рассмотрения обращений, представленных в электронном виде, направляется соответственно в электронном виде, направление выходного документа на бумажном носителе действующим законодательством не предусмотрено.
Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как установлено судами при рассмотрении дела, 23 июня 2020 года в порядке пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" представителем Муниципального образования городской округ г. Ханты-Мансийск Масловой О.А. были представлены в электронном виде заявления за N КУВД-001/2020-7155662 и N КУДВ -001/2020-7157399 о регистрации перехода права собственности в отношении объектов недвижимости.
При этом в заявлении от имени Куклиной Л.И. в качестве способа информирования о принятых по заявлениям решениях указано информирование Масловой И.А. путем направления сообщений на её электронную почту по адресу электронной почты "данные изъяты" (том 1 л.д. 40- 84).
23 июня 2020 года через АУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Многофункциональный центр" административным истцом Куклиной Л.И, залогодержателем "данные изъяты" представителем Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска были переданы в Росреестр документы для регистрации договора мены от 15 июня 2020 года.
Согласно описи документов от 23 июня 2020 года от Куклиной Л.И. дополнительно приняты заявление о предоставлении дополнительных документов от 23 июня 2020 года, договор мены жилых помещений от 15 июня 2020 года, решение суда от 19 февраля 2020 года.
В поданном заявлении указаны номер телефона Куклиной Л.И, ее адрес места жительства: "данные изъяты"
По результатам правовой экспертизы договора мены вынесены следующие уведомления:
02 июля 2020 года N КУВД-001/2020-7157399/1 и N КУВД -001/2020-7157399/2 регистратором "данные изъяты" о приостановлении регистрации до 2 октября 2020 года либо предоставления согласия залогодержателем Коневым А.П. в отношении квартиры и земельного участка по адресу "данные изъяты", либо погашения обременения;
03 июля 2020 года N КУВД-001/2020-7155662/1 и N КУВД-001/2020-7155662/2 регистратором "данные изъяты" о приостановлении государственной регистрации прав в связи с неравноценностью обмениваемого имущества и отсутствием сведений о полной оплате цены договора, отсутствием заявления о государственной регистрации ипотеки в силу закона.
13 июля 2020 года с заявлением от 11 июля 2020 года о предоставлении дополнительных документов к ранее представленным в регистрационный орган обратилась Куклина Л.И.
16 июля 2020 года N КУВД-001/2020-7157399/3 и КУВД-001/2020-7157399/4 регистратором "данные изъяты" вынесены уведомления о неустранении причин приостановлении государственной регистрации прав в отношении квартиры, расположенной в доме "данные изъяты".
24 июля 2020 года N КУВД-001/2020-7157399/5 и N КУВД -001/2020-7157399/6 регистратором "данные изъяты". вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации до 2 октября 2020 года, в связи с непредоставлением залогодержателем "данные изъяты". оговоренного заявления.
5 октября 2020 года N КУВД - 001/2020-7155662/8 регистратором "данные изъяты" вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав, в связи с отсутствием заявления "данные изъяты"т. 1 л.д. 181).
Все указанные выше уведомления направленны в адрес представителя Департамента Масловой О.А. по адресу электронной почты "данные изъяты".
29 июля 2020 года административный истец обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд, указывая на то, что в нарушение статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 "О государственной регистрации недвижимости" договор не зарегистрирован, уведомлений о приостановке либо отказе в государственной регистрации в ее адрес не направлено.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав истца и законности действий административного ответчика по направлению по направлению документов о результатах рассмотрения заявлений об оказании государственной услуги на указанный в заявлении адрес электронной почты представителя администрации г. Ханты-Мансийска в виде ссылки на электронный документ, так как в настоящем случае направление документов на бумажном носителе действующее законодательство не предусматривает.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа ссылаясь на положение пункта 3 Приложения к приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 17 указала, что необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав, в том числе, в форме документов на бумажном носителе, в силу чего уведомления выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов: лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении. Между тем Куклиной Л.И, как стороне сделки уведомления не направлялись, в силу чего действия государственных регистраторов не соответствуют закону.
Названные выводы суда апелляционной инстанции следует признать ошибочными.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ определена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что стороной сделки по договору мены выступало муниципальное образование городской округ город Ханты-Мансийск.
Из положений части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ следует, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление) (пункт 1);
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме) (пункт 2).
Согласно части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.
В настоящем случае подача документов осуществлена в порядке части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ органом местного самоуправления, выступавшим заявителем от себя и от имени Куклиной Л.И, заявления были представлены на государственную регистрацию в форме электронных документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 29 Закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Названной нормой обязанность органа регистрации прав по направлению соответствующих уведомлений в адрес иных лиц не установлена.
В соответствии с пунктом 276 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, выдача (направление) документов, подготовленных по результатам рассмотрения заявления и необходимых документов в форме электронных документов, осуществляется посредством:
направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте, по указанному в заявлении адресу электронной почты;
направления электронного документа с использованием веб-сервисов.
Минэкономразвития России издан приказ от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов".
Пунктом 2 Приложения N1 к названному приказу регламентировано следующее: если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и иные необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы были представлены в орган регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, направляются органом регистрации прав заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - сети связи общего пользования), в форме электронных документов одним из следующих способов:
посредством направления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием веб-сервисов;
посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), по указанному в заявлении адресу (адресам) электронной почты в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов, электронных образов документов посредством сетей связи общего пользования, официального сайта;
посредством направления электронного документа по указанному в заявлении адресу электронной почты заявителя.
Таким образом, положениями вышеуказанных нормативных актов не предусмотрено направление выходных документов о результатах рассмотрения поступивших заявлений на бумажном носителе в случае, если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав были представлены в орган регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов.
Поскольку заявителем, обратившимся за получением государственной услуги, выступал орган местного самоуправления, заявление от имени Куклиной Л.И. подано представителем органа местного самоуправления - Масловой О.А. в электронном виде с указанием способа информирования о принятых по заявлениям решениях - путем направления сообщений на электронную почту по адресу электронной почты "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности действий административного ответчика по направлению документов о результатах рассмотрения заявлений об оказании государственной услуги на указанный в заявлении адрес электронной почты представителя администрации г. Ханты-Мансийска в виде ссылки на электронный документ, так как в настоящем случае направление документов на бумажном носителе действующее законодательство не предусматривает.
Обратные выводы суда апелляционной инстанции основаны на ошибочном применении норм материального права.
При названных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 февраля 2021 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 февраля 2021 года отменить.
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26 ноября 2020 года оставить в силе.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 20.07.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.