Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия - Мамаевой В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2022/2020 по административному исковому заявлению Бамбушева Д.Н. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Бамбушев Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 2018 году администрацией Кетченеровского сельского муниципального образования Республики он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и 30 августа 2019 года включен в сводный список ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" как участник ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Решением комиссии Министерства N 97/1 от 19 марта 2020 года ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на нарушение п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила). При этом Министерство также рекомендовало администрации Кетченеровского СМО РК рассмотреть вопрос о наличии правовых оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С данным решением он не согласен, поскольку им были представлены в администрацию Кетченеровского СМО РК все необходимые документы, в том числе обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося у него в собственности жилого дома. Полагает, что предусмотренных п. 22 Правил оснований для вынесения решения об отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата не имелось, и просит суд признать решение Министерства от 19 марта 2019 года N97/1 незаконным.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 г. административные исковые требования Бамбушева Д.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства N 97/1 от 19 марта 2020 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бамбушева Д.Н. от 17 февраля 2020 года о выдаче государственного жилищного сертификата.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 февраля 2021 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 апреля 2021 года, административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Бамбушев Д.Н. и члены его семьи обеспечены жилым помещением выше учетной нормы по Кеченеровскому СМО Республики Калмыкия.
Определением судьи от 6 мая 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Участвующие в деле лица, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Статьей 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу статьи 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 в редакции, действующей на момент принятия решения уполномоченного органа, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, а также утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Пунктом 5 Правил установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, в который входит граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска (абз. "ж" указанного пункта).
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (п. 6 Правил).
В силу п. 7 Правил из числа граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в п.п. "ж" п. 5 Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил для граждан, указанных в частности в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил.
Как следует из учетного дела Бамбушева Д.Н. административный истец, являющийся участником работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также "данные изъяты" бессрочно по общему заболеванию, с 10 октября 2018 г. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - супруга, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь).
В целях реализации своего права участия в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", 17 февраля 2020 г. Бамбушев Д.Н. обратился в Администрацию Кетченеровского РМО Республики Калмыкия с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках вышеуказанной подпрограммы, в котором в частности указал о наличии в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и проживании в нем с составом семьи 3 человека. К заявлению приложил, в частности выписки из ЕГРН.
Выписками из ЕГРН по состоянию на 27 февраля 2020 г. подтверждается, что Бамбушев Д.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 08:04:010113:39 площадью 1 500 кв.м, назначение для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенным на нем жилым домом площадью 81.52 кв.м, по адресу: "адрес"
Из технического паспорта, составленного Кетченеровским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Калмыкия по состоянию на 11 марта 2007 г, жилой дом, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Кетченеровский район, п. Кетченеры, ул. Лесная, д. 2, 1997 года постройки, общей площадью 72, 27 кв.м, жилой площадью 29, 52 кв.м, подсобной площадью 42, 75 кв.м, состоит из 2 жилых комнат, прихожей, кухни и топочной.
Согласно справке о составе семьи, Бамбушев Д.Н. проживает по указанному адресу и имеет состав семьи: супруга ФИО11 дочь ФИО12
Одновременно с подачей заявления о выдаче государственного жилищного сертификата Бамбушев Д.Н. дал письменное обязательство об освобождении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.
Бамбушев Д.Н. в установленном законном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердил свое участие в целевой программе в 2020 г. У административного истца состав семьи составляет 3 человека, которые проживают в доме, построенном в 1997 г, с жилой площадью 29, 52 кв.м.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что решение Министерства N97/1 от 19 марта 2020 года противоречит п. 22 Правил, которым не предусмотрен отказ в признании гражданина участником ведомственной целевой программы ссылкой на п. 16.2 Правил в связи с наличием в собственности жилого дома, а также нарушает права истца.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав следующее.
В силу п. 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Пунктом 44 (1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
Согласно пункту 22 названных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в силу п. 16.2 Правил административный истец, являющийся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и принявший на себя обязательство о безвозмездном отчуждении находящихся в его собственности жилого дома и земельного участка в муниципальную собственность, обладает правом на получение государственного жилищного сертификата.
При таких данных, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил, решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК N97/1 от 19 марта 2020 года об отказе в выдаче Бамбушеву Д.Н. сертификата ввиду наличия у него в собственности жилого дома, площадь которого превышает установленный законом норматив общей площади на семью из 3 человек, правильно признано судом незаконным.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы о том, что Бамбушев Д.Н. и члены его семьи обеспечены жилым помещением выше учетной нормы по Кетченеровскому СМО Республики Калмыкия нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Другие доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.