Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В, судей Чегодаевой О.П, Малкова К.Ю, при секретаре Прозоровой К.В, рассмотрела 21 июня 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2021 года, которым административные исковые требования Товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике об оспаривании решений и записей о государственной регистрации удовлетворены:
признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике NА от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении юридического лица СТ " "данные изъяты"" путем реорганизации в форме присоединения;
признана недействительной запись за государственным регистрационным номером N, произведенная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности садоводческого товарищества " "данные изъяты"";
признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике NА от ДД.ММ.ГГГГ о завершении реорганизации юридического лица (ТСН " "данные изъяты"") в форме присоединения к нему другого юридического лица;
признана недействительной запись за государственным регистрационным номером N, произведенная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц Товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"" о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Чегодаевой О.П, изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, заинтересованного лица, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Товарищество собственников недвижимости " "данные изъяты"" (далее ТСН " "данные изъяты"") обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике (далее МИФНС N по УР, административный ответчик), которым, с учетом уточнения (л.д.130-131 л.д.1) просит признать недействительными:
решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике NА от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении юридического лица СТ " "данные изъяты"" путем реорганизации в форме присоединения;
запись за государственным регистрационным номером 2201800346174, произведенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности садоводческого товарищества " "данные изъяты"";
решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике NА от ДД.ММ.ГГГГ о завершении реорганизации юридического лица (ТСН " "данные изъяты"") в форме присоединения к нему другого юридического лица;
запись за государственным регистрационным номером 2201800346185, произведенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц Товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"" о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Требование мотивировано тем, что 10 февраля 2018 года членами СТ " "данные изъяты"" принято решение о реорганизации в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"", уполномоченным лицом, имеющим право действовать без доверенности, в части внесения соответствующих изменений об исключении СТ " "данные изъяты"" из ЕГРЮЛ, избран председатель ТСН " "данные изъяты"" - Чухванцева А.Е. Решение общего собрания членов СТ " "данные изъяты"" о проведении реорганизации в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"" решением суда было признано действительным. 09 апреля 2018 года Межрайонной ИФНС N по УР внесена запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации СТ " "данные изъяты"" в форме присоединения (государственный регистрационный N) и о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения ТСН " "данные изъяты"" (государственный регистрационный N). В добровольном порядке документы, необходимые для завершения процедуры реорганизации Мансуровым А.А. не переданы и без передачи данных документов, без утверждения сторонами передаточного акта последний направил заявление в регистрирующий орган. 30 сентября 2020 года административный истец получил по почте от Мансурова А.А. письмо о том, что процедура реорганизации завершена, на основании предоставленных Мансуровым А.А. в налоговый орган документов, установленных законом, а именно: заявления о прекращении деятельности при присоединении, передаточного акта с приложением, акта сверки, письма от 03.09.2020 года. На основании данных документов регистрирующим органом 10.09.2020 года приняты оспариваемые решения.
Полагает, что заявление о прекращение деятельности присоединенного юридического лица подано неуполномоченным лицом, поскольку Мансуров А.А. не является единоличным исполнительным органом СТ " "данные изъяты"". В 2018 году на общем собрании члены СТ " "данные изъяты"" приняли решение о реорганизации СТ "Вишневый" в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"", уполномоченным лицом на внесение изменений в ЕГРЮЛ об исключении СТ " "данные изъяты"" избрана председатель ТСН " "данные изъяты"" Чухванцева А.Е. В адрес контролирующего органа представлен передаточный акт, подписанный неуполномоченным лицом со стороны СТ " "данные изъяты"" - Мансуровым А.А, и не утвержденный председателем ТСН " "данные изъяты"". Нарушена процедура реорганизации юридического лица, установленная законодательством Российской Федерации. 16 мая 2018 года определением Завьяловского районного суда УР были приняты меры по обеспечению иска по гражданскому делу N2-90/2019 в виде запрета на осуществление регистрационных действий по реорганизации в форме присоединения СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"". Определением Завьяловского районного суда УР от 24 августа 2020 года указанные обеспечительные меры отменены, определение вступило в законную силу 15 сентября 2020 года. Оспариваемые решения приняты и исполнены в период действия запрета на осуществление регистрационных действий по реорганизации в форме присоединения СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"" согласно протоколу от 10.02.2018 года. Решения регистрирующего органа не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы ТСН " "данные изъяты"".
Административный истец лишен права участия в реорганизации, утверждения передаточного акта, получения документов СТ " "данные изъяты"", на ТСН " "данные изъяты"" незаконно возложены обязанности присоединенного юридического лица СТ " "данные изъяты"", с которыми административный истец не был ознакомлен при принятии решения о реорганизации и в течение процедуры реорганизации.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МИФНС N по УР просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, указывая в обоснование на неправильное применение судом норм материального (неправильно истолкован Закон N129-ФЗ, не применен закон подлежащий применению - ст. 39 Федерального закона N66-ФЗ, применен закон, не подлежащий применению Федеральный закон N14-ФЗ от 08 февраля 1998 года "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон N208-ФЗ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах") и процессуального права, а также не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявителем при подаче заявления о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В данном случае на подачу уведомления о начале процедуры реорганизации в соответствии с протоколом общего собрания уполномочена Чухванцева А.Е. Но на завершение процедуры реорганизации ее полномочия не распространяются. Уполномочить СТ " "данные изъяты"" быть заявителем Чухванцеву А.Е. не вправе, так как заявитель определен в силу закона. Ссылку на пп. 6 п.2 Административного регламента, утв. Приказом ФНС России от 13 января 2020 г..NММВ-7-14/12@ полагает ошибочной. В ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников товарищества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний председатель продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового председателя. На момент принятия оспариваемого решения согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени СТ " "данные изъяты"" является Мансуров А.А, сведения об иных лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени товарищества, отсутствовали.
Основания для применения аналогии закона отсутствовали, поскольку отношения урегулированы законодательством, применение аналогии закона противоречит существу отношений, связанных с реорганизацией некоммерческих организаций. Сведения о начале процедуры реорганизации внесены 09 апреля 2018 года. На момент принятия решения о реорганизации в форме присоединения действовал Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в котором имелись соответствующие положения о реорганизации в форме присоединения, которые и подлежали применению. Согласно ст. 39 п.3, 4 Федерального закона N66-ФЗ при реорганизации некоммерческого объединения права и обязанности его членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в котором должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками. Передаточный акт или разделительный баланс утверждается общим собранием членов такого объединения и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения. При реорганизации в форме присоединения вновь возникшее юридическое лицо отсутствует, а изменения в учредительные документы вносятся при необходимости. Положениями Федерального закона N66-ФЗ утверждение договора о присоединении не предусмотрено, учредительные документы с передаточным актом представляются в регистрирующий орган при регистрации вновь создаваемого юридического лица. В отличие от реорганизации коммерческих организаций, пунктом 5 ст. 39 Федерального закона N66-ФЗ предусмотрено, что члены реорганизованного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых некоммерческих объединений.
Для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с присоединением СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"" было представлено заявление и передаточный акт с приложениями. При реорганизации юридического лица в форме присоединения правопреемство по всем обязательствам последнего возникает у вновь образованного юридического лица в силу закона. Правопреемство носит универсальный характер. В силу п.3 ст. 17 Закона N129-ФЗ и п.21 Административного регламента, утв. Приказом ФНС России от 13 января 2020 года NММВ-7-14/12@ у регистрирующего органа отсутствовали основания требовать представления передаточного акта. Судом доводы административного истца о недостоверности сведений, отраженных в передаточном акте приняты, в том числе указано на неисполнение СТ " "данные изъяты"" обязанности по уведомлению кредиторов о реорганизации, что не соответствует действительности, поскольку сообщение было публиковано в вестнике государственной регистрации в порядке п. 2 ст. 13.1 Закона N129-ФЗ, а также ст. 60 ГК РФ, согласно которой предъявление кредиторами требований не является основанием приостановления процедуры реорганизации юридического лица.
В своих возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает, что предоставление передаточного акта и договора присоединения для завершения процедуры реорганизации в форме присоединения, предусмотрено п.3 ст. 17 Закона N129-ФЗ, а представление не полного перечня документов, является основанием для отказа в государственной регистрации. Заявление, передаточный акт и договор присоединения должны содержать достоверную информацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика МИФНС N по УР Хамидуллина Э.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители административного истца Чухванцева А.Е. и Прокопьева А.В. не согласились с апелляционной жалобой по доводам, приведенным в письменных возражениях на нее.
Привлеченный к участию в процессе в качестве заинтересованного лица Мансуров А.А. выражая несогласие с решением суда первой инстанции, поддержал позицию административного ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из вышеуказанных норм закона административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения лица, наделенного отдельными государственными или иными полномочиями должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением и указать способ их восстановления. Законность оспариваемого решения должен доказать административный ответчик.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Предметом спора являются решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике от 10.09.2020 г. и внесенные на их основании регистрационные записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица и завершении процедуры реорганизации.
Административное исковое заявление подано в суд 09 октября 2020 года, то есть с соблюдением установленного трехмесячного срока.
Как следует из материалов дела, решением внеочередного общего собрания СТ " "данные изъяты"", оформленным протоколом от 10.02.2018 года, принято решение о реорганизации СТ " "данные изъяты"" в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"". Уполномоченным лицом, который будет действовать на основании протокола общего собрания без доверенности в части внесения изменений об исключении СТ " "данные изъяты"" из ЕГРЮЛ, ИФНС, УПФР, ФСС, ФОМС избрана Чухванцева А.Е. (л.д.12-16 т.1).
Аналогичное решение принято общим собранием товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"", оформленным протоколом от 10.02.2018 г. о присоединении СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"" (л.д.102-109 т.1).
Решением Завьяловского районного суда УР от 17 января 2019 года протокол общего собрания СТ " "данные изъяты"" от 10.02.2018 признан недействительным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от 31 июля 2019 года вышеуказанное решение Завьяловского районного суда отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мансурова А.А. и Мансуровой А.М. о признании недействительным протокола общего собрания СТ " "данные изъяты"" от 10.02.2018 отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 31.07.2019 оставлено без изменения (л.д.51-54 т.1).
04 апреля 2018 года председатель ТСН " "данные изъяты"" Чухванцева А.Е, как представитель юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации, уведомила Межрайонную ИФНС N по УР о начале процедуры реорганизации СТ " "данные изъяты"" в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"" (л.д.110-115 т.1).
09 апреля 2018 года регистрирующим органом - Межрайонной ИФНС N по УР на основании вышеуказанного уведомления, а также протокола внеочередного собрания членов СТ " "данные изъяты"" от 10.02.2018 года внесена в ЕГРЮЛ СТ " "данные изъяты"" запись за N о начале процедуры реорганизации в форме присоединения, а также внесена в ЕГРЮЛ ТСН " "данные изъяты"" запись за N о начале процедуры реорганизации в форме присоединения (99, 116-123 т.1).
ТСН " "данные изъяты"" дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывало в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации юридического лица (часть 1 N16(681) от 25.04.2018/2004, часть 1 N21(686) от 30.05.2018 /1877).
Мансуровым А.А. представлено в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности СТ " "данные изъяты"" путем присоединении к ТСН " "данные изъяты"", к которому приложены документы: передаточный акт с приложением, акт сверки, письмо от 03.09.2020 года, заявление (л.д.84-89, 90 т.1).
На основании данных документов регистрирующим органом 10.09.2020 года принято решение N 16249А от 10.09.2020 года о государственной регистрации прекращения юридического лица СТ " "данные изъяты"" путем реорганизации в форме присоединения. В ЕГРЮЛ внесены записи за государственным регистрационным номером N о прекращении деятельности юридического лица СТ " "данные изъяты"" путем реорганизации в форме присоединения; за государственным регистрационным номером N о завершении реорганизации юридического лица СНТ " "данные изъяты"" в форме присоединения к нему другого юридического лица СТ " "данные изъяты"" (л.д.43-48, 83 т.1).
Решением Управления ФНС по УР от 07.12.2020 года жалоба ТСН " "данные изъяты"" на решение Межрайонной ИФНС России N по УР N 16249А от 10.09.2020 года о государственной регистрации завершения процедуры реорганизации оставлена без удовлетворения (л.д.151-154 т.1).
Садоводческое товарищество " "данные изъяты"", прекратило свою деятельность с 10.09.2020 г. путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником указано ТСН " "данные изъяты"". В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, был указан Мансуров А.А. (л.д.35-48 т.1).
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 г. N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федерального закона от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", примененных по аналогии Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пришел к выводу о нарушении порядка регистрации реорганизации юридических лиц по причине подачи заявление в прекращении деятельности юридического лица подано не уполномоченным лицом, отсутствия учредительных документов, передаточного акта и договора о присоединении, что являлось основанием отказа в государственной регистрации реорганизации юридических лиц.
Судебная коллегия усматривает основания не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган) (ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ содержит общие положения о государственной регистрации при создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то особенности правового регулирования государственной регистрации отдельных видов юридических лиц могут быть закреплены в специальном законодательстве, регулирующем деятельность таких субъектов.
В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) до 01.01.2019г. регулировались Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) признаются некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Вместе с тем положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в силу прямого указания закона не распространяются на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества (ч.1 п.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
Статьей 21 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся, в том числе, следующие вопросы:
- избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;
- принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов (п.1).
Как установлено судом, в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ общими собраниями СТ " "данные изъяты"" и ТСН " "данные изъяты"" 10.02.2018г, приняты решения о реорганизации юридических лиц путем присоединения СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"".
При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносятся соответствующие изменения в его устав или принимается новый устав (п.2 ст.39 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения права и обязанности его членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками (п.3 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
Передаточный акт или разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения утверждается общим собранием членов такого объединения и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения (п.4 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (п.5 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения (п.7 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения (п.8 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п.9 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ).
Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 44 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Действующий Федеральный закон от 29.07.2017 года N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее - ФЗ N 217-ФЗ) не содержит положений о реорганизации садоводческого товарищества в форме присоединения.
Таким образом, поскольку действующим на момент принятия юридическими лицами решения об их реорганизации таковой порядок был регламентирован действующим гражданским законодательством, отсутствовали основания применения аналогии закона по вопросам реорганизации юридических лиц в форме присоединения.
В соответствии со ст. 11 ч.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации и внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц, регламентированы общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1) (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Аналогичные положения содержаться в с. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На основании уведомления председателя ТСН " "данные изъяты"", последним принявшего решение о реорганизации, Чухванцевой А.Е. 09 апреля 2018 года регистрирующим органом - Межрайонной ИФНС N по УР внесены в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации в форме присоединения СТ " "данные изъяты"" и ТСН " "данные изъяты"".
ТСН " "данные изъяты"" дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывало в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации юридического лица (часть 1 N16(681) от 25.04.2018/2004, часть 1 N21(686) от 30.05.2018 /1877). Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно ст. 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1).
Решениями судов вышестоящих инстанций в удовлетворении исковых требований Мансурова А.А. и Мансуровой А.М. о признании недействительным протокола общего собрания СТ " "данные изъяты"" от 10.02.2018 отказано, решение о реорганизации юридического лица признано действительным.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; учредительные документы юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В случае если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенной нормы в совокупности с требованиями Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу, внесение изменений в устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при его реорганизации в форме присоединения не носит императивного характера, решение о внесении изменений в устав юридического лица не принималось.
Согласно ч. 3 с. 15 указанного Федерального закона представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 9 ч.4, 4.1, 4.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.
В соответствии с п.21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@ в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, пунктом 13 статьи 1 и частью 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица для предоставления государственной услуги в инспекцию по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются: подписанное заявителем заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ; договор о присоединении.
В соответствии со ст. 9 ч.1.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Оценивая доводы административного истца, о том, что заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица СТ "Вишневый" подано не уполномоченным лицом, судебная коллегия отмечает, что в силу ст.23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - коллегиальный исполнительный орган, возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.
Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе подписывает документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления, осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях.
19 марта 2016 года решением общего собрания СТ " "данные изъяты"" полномочия председателя правления СТ " "данные изъяты"" Мансурова А.А. были прекращены, председателем правления СТ " "данные изъяты"" избран Васильев А.В. (л.д.17-23т.1).
Решением Завьяловского районного суда УР от 22 сентября 2016 года решения общего собрания СТ " "данные изъяты"" от 19.03.2016 года признано недействительным (л.д.63-68 т.1).
В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Решение о порядке голосования (тайное или открытое) по вопросам, указанным в настоящей части, принимается общим собранием членов товарищества простым большинством голосов от общего числа присутствующих на таком собрании членов товарищества. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.
Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества (п.6 ст. 16 ФЗ от 29.07.2017г. N217-ФЗ).
Таким образом, истечение срока не влечет прекращение полномочий председателя товарищества, поскольку двухлетний срок полномочий председателя правления не является пресекательным. Как следует из пояснений представителя административного истца, данных ею в суде апелляционной инстанции устав СТ " "данные изъяты"" не содержит положений о том, что истечение срока полномочий председателя правления само по себе влечет прекращение его полномочий, решений о выборе иного лица в качестве председателя СТ " "данные изъяты"" не принималось, из чего следует, что Мансуров А.А. являлся действующим председателем СТ " "данные изъяты"" в отсутствие иных решений в отношении занимаемой им должности.
Полномочия председателя правления определялись положениями ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 г. N66-ФЗ, а на момент подачи заявления полномочия председателя товарищества определялись положениями ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 г. N217-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что общим собранием членов СТ " "данные изъяты"" от 10.02.2018 г. Чухванцева А.Е. избрана лицом уполномоченным действовать при внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении СТ " "данные изъяты"", отклоняются судебной коллегией, поскольку не свидетельствуют о прекращении полномочий исполнительного органа СТ " "данные изъяты"" - председателя правления Мансурова А.А, в силу закона и устава товарищества уполномоченного осуществлять представительство от имени такого товарищества в органах государственной власти. Сведения о Чухванцевой А.Е. как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности в ЕГРЮЛ в отношении СТ " "данные изъяты"" не вносились. В связи с изложенным у налогового органа отсутствовали основания для признания Мансурова А.А. лицом, не уполномоченным на обращение с соответствующим заявлением о прекращении деятельности юридического лица и отказа в государственной регистрации юридического лица по данному основанию.
Доводы административного истца о том, что заявителем может выступать только правопреемник реорганизованного юридического лица со ссылкой на п.2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", утв. Приказом Минфина России от 13.01.2020 г. NММВ-7-14/12@, не состоятельны. Приведенная ссылка дана в отрыве от контекста данного положения, согласно которому приведенные в данном пункте заявители действуют при переходе либо залоге доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Кроме того, альтернативным заявителем, согласно приведенного положения, также выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Оснований для применения ч.1 ст. 60 ГК РФ по аналогии закона в данном случае не имеется, поскольку круг заявителей при подаче заявления о прекращении деятельности юридического лица в данном случае определен законом.
Таким образом, заявление о прекращении деятельности юридического лица СТ " "данные изъяты"" путем присоединения к ТСН "Вишневый" подано уполномоченным лицом, по форме Р16003, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25.
Оценивая доводы административного истца о не соблюдении требований ч.3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ к перечню документов, представляемых для регистрации прекращения деятельности юридического лица, судебная коллегия признает их не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В соответствии со ст. 58 ч.2 ГК РФ (в редакции действовавшей до 01.09.2014 г.) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в ст. 57, 58 ГК РФ.
В редакции, действующей на момент принятия юридическими лицами решения о реорганизации путем присоединения ст. 58 ГК РФ определяет, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции данного закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.
Абзацем 2 п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Таким образом, в силу статьи 58 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу передаточный акт не составляется, так как правопреемство при реорганизации путем присоединения носит универсальный характер, который обусловлен тем, что права и обязанности передаются правопреемнику единым комплексом в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент реорганизации.
Положение ст. 39 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ в части необходимости составления передаточного акта в силу приведенных положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ применению не подлежит, как противоречащее положениям ст. 58 ГК РФ.
В связи с изложенным ссылка административного истца и вывод суда первой инстанции о необходимости составления передаточного акта при осуществлении реорганизации юридического лица в форме присоединения не могут быть признаны обоснованными.
Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что положения ч.3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, определяющей перечень документов, представляемых при реорганизации юридических лиц, не может применяться в отрыве от специальных законов, регулирующих деятельность таких субъектов. В связи с этим, относительно отсутствия договора о присоединении, судебная коллегия отмечает, что действовавший на момент возникновения спорных правоотношений Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ и в частности положения ст. 39 регламентирующей порядок реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не предусматривали требования о составлении договора о присоединении, поскольку в силу п.5 приведенной правовой нормы члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Приведенные административным истцом доводы о недостоверности сведений, представленных Мансуровым А.А. при обращении с заявлением о прекращении деятельности СТ " "данные изъяты"" в связи с реорганизацией в форме присоединения, не свидетельствуют о незаконности принятого налоговым органом решения, поскольку из содержания ч.1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. следует, что ответственность за предоставление недостоверных сведений несут заявители, а не регистрирующий орган, а сама государственная регистрация носит заявительный характер.
В силу положения ч.4.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом только в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Таких оснований в рассматриваемом случае не возникло.
Определением Завьяловского районного суда УР от 16 мая 2018 года были приняты меры по обеспечению иска по гражданскому делу N2-90/2019 в виде запрета на осуществление регистрационных действий по реорганизации в форме присоединения СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"".
Определением Завьяловского районного суда УР от 24 августа 2020 года отменены обеспечительные меры в виде запрета на осуществление регистрационных действий по реорганизации в форме присоединения СТ " "данные изъяты"" к ТСН " "данные изъяты"" согласно протоколу от 10.02.2018 года (л.д.49 т.1).
В соответствии со ст. 144 ч.1 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска (ч.3 ст. 144 ГПК РФ).
Об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение (ч.4 ст. 144 ГПК РФ).
В силу ч.3 ст. 145 ГПК РФ подача частной жалобы на определение суда об отмене обеспечения иска или о замене одних мер по обеспечению иска другими мерами по обеспечению иска приостанавливает исполнение определения суда.
По смыслу приведенных положений гражданского процессуального законодательства определение суда об отмене обеспечительных мер приводится к исполнению после его принятия в случае, если на него не подана жалоба, поскольку только ее подача приостанавливает исполнение определения суда об отмене обеспечения иска.
Поскольку в данном случае определение об отмене обеспечения иска принято по инициативе лица, которое выступало инициатором их применения и определение суда не обжаловано в установленном порядке, следовательно, не возникли обстоятельства приостанавливающие исполнение определения суда. Изложенное свидетельствует о том, что на момент принятия оспариваемого решения 10.09.2020 года обеспечительные меры, примененные на основании определения от 16 мая 2018 года, в порядке ст. 144, 209 ГПК РФ не сохранены в связи с принятием Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от 31.07.2019 года об отказе в удовлетворении исковых требований и Определения судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2020 года.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом (пункт 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 23 названного Закона отказ в государственной регистрации допускается в том числе, в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий; несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации; неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку представление на регистрацию прекращения деятельности СТ " "данные изъяты"" в связи с реорганизацией в форме присоединения заявления уполномоченным лицом соответствовало требованиям ст. 39 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ и ст. 17 Закона N 129-ФЗ, оснований полагать процедуру реорганизации нарушенной не имется, у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Решение от 10.09.2020г. и действие налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности СТ " "данные изъяты"" при реорганизации в форме присоединения к ТСН " "данные изъяты"" принято и совершено с учетом вышеуказанных норм права, на основании представленного уполномоченным лицом заявления по форме N16003.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2021 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N N по Удмуртской Республике об оспаривании решений и записи о государственной регистрации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение.
Председательствующий судья О.В. Захарчук
Судьи О.П. Чегодаева
К.Ю. Малков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.