Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июля 2021 года гражданское дело по иску Муддинова Музаффара Нуралиевича к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС, признании участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС
по кассационной жалобе Муддинова Музаффара Нуралиевича
на решение Химкинского городского суда Московской области от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2021 г, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, выслушав истца Муддинова М.Н. и его представителя Башанаева К.М, судебная коллегия
установила:
Муддинов М.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС, признании участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 13 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2021 г, в удовлетворении исковых требований Муддинову М.Н. отказано.
В поданной кассационной жалобе Муддинов М.Н. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что он в период с 02.06.1986 г. по 11.06.1986 г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе воинской части N.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, Муддинов М.Н. обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986г. в связи со сменой места жительства, указав, что он в период с 02 июня 1986г. по 11 июня 1986г. принимал участие в работах по ликвидации последствий в составе воинской части N, ранее 22 апреля 1993г. ему было выдано удостоверение на основании закона Республики Таджикистан от 05.03.2007г. и он пользуется льготами, предоставленными ему, как ликвидатору последствий аварии на ЧАЭС.
Министерством социального развития Московской области 18.02.2020 г. Муддинову М.Н. в оформлении и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказано по причине отсутствия в военном билете записи об участии заявителя в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне (зоне отчуждения), в нарушение директивы Министерства обороны СССР от 22.06.1986г. N Д-024.
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно записи в графе особые отметки в военном билете ВУ N от 09.03.1987г, в период с 02.06.1986 г. по 11.06.1986г. принимал участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в составе воинской части N.
Согласно архивной справке Министерства обороны Украины на основании приказа командира войсковой части N по строевой части от 31.05.1986 г. N 126 Муддинов М.Н. в составе роты по подготовке офицеров запаса был откомандирован для производства работ на "адрес". Согласно выписке из исторического формуляра личный состав войсковой части N принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не в полном составе, командировались оперативная группа, команды и отделения военнослужащих. Личный состав направлялся в командировки "адрес".
Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. серии N выдано ДД.ММ.ГГГГ на имя Муддинова М.Н. в Республике Таджикистан в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 05.03.2007 г. N 242 "О социальной защите граждан, пострадавших в последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Муддинову М.Н, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательств, подтверждающих участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 гг. в зоне отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной) истцом не предоставлено.
Судебная коллегия находит выводы судов основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, сделанными с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г..N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, к ним относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г..лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 гг. службу в зоне отчуждения (пункт 4).
Согласно части 4 статьи 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 г. утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В силу пункта 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 года N АКПИ19-97 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.
Данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020 "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившего в силу 29.08.2020г.
Согласно п.4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого приказом от 21.04.2020г, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Таким образом, с учетом заявленных исковых требований, возражений ответчика и подлежащих применению норм материального права юридически значимыми для данного дела являются, в том числе, следующие обстоятельства: являлась ли выдача удостоверения Муддинову М.Н. повторной выдачей, необходимо ли в связи с этим представление документов, подтверждающих работы в зоне отчуждения.
Судами при разрешении настоящего спора не было учтено, что в материалы дела заявителем представлена копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А N008, которое было выдано Муддинову М.Н. 22.04.1993 года бессрочно. Суждения о наличии указанного документа, подтверждающего участие истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС апелляционное определение не содержит.
Кроме того, судами сличение копии представленного в материалы дела документа с подлинником не производилось, судом не предлагалось истцу представить подлинник документа.
В соответствии со ст.71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Правила оценки доказательств установлены статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 5 которой при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Между тем, приобщенные судом в копиях к материалам дела удостоверение союзного образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 22.04.1993 года, военный билет ВУ N, личное дело, карточка учета доз радиоактивного облучения, не заверены надлежащим образом.
При рассмотрении дела суду апелляционной инстанции было необходимо дать оценку порядку и основаниям выдачи 22.04.1993г. удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Муддинову М.Н. согласно действовавшему на тот момент законодательству и, с учетом того, что уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
Поскольку нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.