Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Загайновой А.Ф. и Ермолаевой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" на решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 июня 2019 года по административному делу N 2а-921/19 по административному исковому заявлению обществ с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр", "Теплоэнергосервис", "ГРК Евразия", "Корпорация "Маяк", "Еврострой-2000" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя ООО "Уралинвестцентр" Юрьева А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей администрации города Екатеринбурга Олейниченко Н.Д. и МУП "Водоканал" Тяжельникова Д.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей доводы жалобы необоснованными, а судебные постановления не подлежащими отмене, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации г. Екатеринбурга от 30 сентября 2015 г. N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" опубликованным в официальном издании "Вечерний Екатеринбург", N 182, 03.10.2015, вступившим в силу со дня его официального опубликования (далее - постановление) определены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" согласно приложению к нему.
При этом информация о допустимой концентрации загрязняющих веществ приведена в таблице 1.
Приведенный муниципальный правовой акт действует в редакции постановления администрации г. Екатеринбурга от 06 марта 2018 г. N 442 "О внесении изменения в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург", опубликованного в официальном издании "Вечерний Екатеринбург", N 35, 13.03.2018, также вступившем в силу со дня официального опубликования.
В таблице 1 установлена допустимая концентрация загрязняющего вещества для Северного бассейна канализования и Южного бассейна канализования в единицах измерения мг/дм3, применительно к 21 виду загрязняющих веществ.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр", будучи абонентом Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Водоканал", заключившее с ним единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения обратилось в суд с административным исковым заявлением, требования которого уточнены в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими приведенных норм, считая, что показатели допустимой концентрации загрязняющих веществ необоснованно занижены, что влечет взыскание с абонентов МУП "Водоканал" за вред, причиняемы окружающей среде, вследствие сброса сточных вод в централизованную систему канализации города Екатеринбурга с превышением нормативов, установленных в таблице 1 постановления.
Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", "ГРК Евразия", "Корпорация "Маяк", "Еврострой-2000" вступили в административное дело в качестве административных соистцов.
Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 июня 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" (далее - общество) поставлен вопрос об отмене указанных судебных актов, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, нарушения прав административного истца оспариваемым муниципальным правовым актом.
Относительно кассационной жалобы прокурором и МУП "Водоканал" поданы возражения о несостоятельности её доводов.
Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия", "Корпорация "Маяк", "Еврострой-2000", дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительной неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции, такого рода нарушений не допущено.
Суды, установили, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и по этим основаниям не оспаривается.
Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов (статья 3 Закона N 416-ФЗ).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ, введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ).
В свою очередь состав и свойства сточных вод это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах (п. 22 ст. 2 Закона N 416-ФЗ).
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются ст. ст. 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ, которые были введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) внесены изменения в том числе в Закон N 416-ФЗ, в соответствии с которыми с 1 января 2019 года порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, до вступления в силу соответствующих изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), подлежащих внесению во исполнение Закона N 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществлялось в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167, при этом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 сохраняют свое действие до настоящего времени.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время действует и подлежит применению такой вид требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов, как нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167.
Указанные нормативы направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты).
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
По мнению общества, постановление в оспариваемой части не соответствует пункту 61 Правил N 167, поскольку нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлены без учета условий, приведенных в данном пункте.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что постановление Правилам N 167 не противоречит, а определенные в таблице 1 параметры допустимой концентрации загрязняющих веществ не являются произвольными, определены на основании расчетов, выполненных ООО "Научно-технический центр Градостроительной Экологии", проверенных ФГУП РосНИИВХ, с учетом, установленных в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Содержание оспариваемого нормативного правового акта во взаимосвязи с приведенными выше правовыми нормами дает убедительную основу для вывода о том, что оспариваемые параметры допустимой концентрации загрязняющих веществ направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод.
Действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета указанных параметров, поэтому применение Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов, закону не противоречит.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают правильных выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе при рассмотрении административного дела судами правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, и доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка.
Оснований не согласится с выводами судов, о законности оспариваемых нормативных положений не имеется, поводы считать такие выводы ошибочными отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.