Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Коробкова В.С., действующего в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю от 16 августа 2018 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 октября 2018 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2018 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю от 16 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 октября 2018 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2018 года, администрация муниципального образования г. Краснодар признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Коробков В.С. просит отменить состоявшиеся в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 января 2018 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара 26 января 2018 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 9203/18/23 042-ИП об обязании администрации муниципального образования г. Краснодар осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по улице Стасова, д. 29 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, признанный в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу, а также по изъятию жилого помещения - квартиры 315, расположенной в указанном доме, для муниципальных нужд с целью дальнейшего выкупа данного жилого помещения либо по соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
16 февраля 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и в тот же день установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 21 марта 2018 года (л.д.31, 33-34).
5 июня 2018 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения - до 20 июня 2018 года (л.д.29).
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар 31 июля 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого постановлением должностного лица административного органа от 16 августа 2018 года администрация муниципального образования г. Краснодар привлечена к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 25-26); требованиями судебного пристава-исполнителя об исполнении решения (л.д. 20, 30, 32, 35); постановлением о взыскании исполнительского сбора (л.д. 33-34); постановлением о возбуждении исполнительного производства (л.д. 36); исполнительным листом (л.д. 37 - 39) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Утверждения заявителя о неверном указании должностным лицом административного органа даты совершения правонарушения - 21 июня 2018 года, несостоятельны.
Частью 3 статьи 16 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока. При этом, согласно части 6 указанной статьи, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Поскольку судебным приставом - исполнителем был установлен срок исполнения исполнительного документа до 20 июня 2018 года, то обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридического лица данного дела об административном правонарушении, имели место 21 июня 2018 года, то есть на следующий день после истечения срока, вновь установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о присутствии привлекаемого к ответственности лица при его составлении, не является основанием для возвращения протокола для устранения недостатков, поскольку в силу разъяснений пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не входит в число существенных недостатков протокола. Согласно материалам дела администрацией муниципального образования г. Краснодар извещение о составлении протокола об административном правонарушении было получено своевременно, а необеспечение участия законного представителя или защитника в совершении процессуального действия не свидетельствует о наличии нарушений в действиях должностного лица административного органа.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов, они по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций.
При этом необходимо отметить, что данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и уважительных причин, объективно препятствующих администрации исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, материалы дела не содержат.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П). Таких сведений администрацией муниципального образования г. Краснодар не представлено.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю от 16 августа 2018 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 октября 2018 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2018 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Коробкова В.С, действующего в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.