Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Шибилевой С.Ф., действующей на основании доверенности в интересах администрации г.Кемерово, на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 27 января 2021г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 14 апреля 2021г., вынесенные в отношении администрации г. Кемерово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 27 января 2021г, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 14 апреля 2021г, администрация г.Кемерово (далее также администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации г. Кемерово настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения администрации г. Кемерово к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ послужило выявление 17 июня 2020г. в 15 часов 40 минут несанкционированного сброса (свалки) твердых бытовых и коммунальных отходов на земельном участке по ул. Ногинская, дом N 9 г. Кемерово.
С выводами районного суда о виновности администрации согласился областной суд.
С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 1, ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация г. Кемерово осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
Полномочия администрации г. Кемерово по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Ссылка областного суда на определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019г. N 258-О не опровергает доводы жалобы заявителя о том, что деятельность по обращению с отходами не является хозяйственной деятельностью администрации.
В указанном определении Конституционного Суда РФ рассматривается участие органов местного самоуправления в организации по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов именно как реализация их публичных полномочий, а не как деятельность хозяйствующего субъекта.
При этом Конституционный Суд РФ подтвердил в названном определении свою правовую позицию по оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, изложенную в постановлениях от 13 октября 2015 г. N 26-П и от 26 апреля 2016 г. N 13-П, в которых функции по обращению с отходами также рассматривались как публичные полномочия органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 27 января 2021г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 14 апреля 2021г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.