Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" Солодянкиной Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 8 декабря 2020 года N 22-198/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 февраля 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 7 апреля 2021 года в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 8 декабря 2020 года N 22-198/2020 Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП, Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 7 апреля 2021 года, постановление должностного лица административного органа изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Солодянкина Н.В. просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ).
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 75 Закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка КГУП "Камчатский водоканал", в ходе которой установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а именно заглубленной металлической емкости, которая является конструктивным элементом очистных сооружений, частично заполненной старыми досками, проводами, бытовым мусором.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения главным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Кирсановым А.А. в отношении КГУП "Камчатский водоканал" 8 декабря 2020 года постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица указанного состава административного правонарушения подтверждена решениями судей Петропавловск-Камчатского городского и Камчатского краевого судов.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемые решения по делу должным образом мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, которые в своей совокупности полно подтверждают событие административного правонарушения и вину юридического лица в его совершении.
По делу установлено, что КГУП "Камчатский водоканал" допустило несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории канализационных очистных сооружений "Нагорный", чем нарушило требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в связи с чем выводы о квалификации совершенного деяния по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ являются обоснованными.
Довод жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт размещения или накопления отходов производства и потребления, не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов, поскольку в результате проверки отходы обнаружены в неэксплуатируемом конструктивном элементе очистных сооружений, который не является специально оборудованным местом для хранения отходов. Между тем в силу пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Ныне действующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, аналогично регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления.
Выводы судьи Камчатского краевого суда, проверившего доводы жалобы о нарушении части 6 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), нахожу правильными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам, установленным на основании представленных в дело доказательств.
Для участия в проверке привлечены конкретные, аккредитованные эксперты, которые не состояли в гражданско-правовых или трудовых отношениях с КГУП "Камчатский водоканал", в отношении которого осуществлена проверка.
Прямого запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения, пункт 6 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ не содержит.
Грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных положениями Федерального закона N 294-ФЗ, что могло бы повлечь недопустимость доказательств, по делу не установлено.
Иные доводы жалобы являлись предметом проверки судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Неустранимых сомнений в доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, при рассмотрении настоящей жалобы не возникло.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность у КГУП "Камчатский водоканал" соблюдать установленные природоохранным законодательством обязательства и запреты имелась.
Порядок и срок давности привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено КГУП "Камчатский водоканал" ниже минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 8 декабря 2020 года N 22-198/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 февраля 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 7 апреля 2021 года в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Солодянкиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.