Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Виноградовой О.Н, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по иску Гаврильева Игоря Александровича к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о возмещении убытков, по кассационной жалобе ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Гаврильев И.А. обратился в суд с иском к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о возмещении убытков.
В обоснование требований указав, что являясь законным представителем ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получившего вызов на госпитализацию в отделение гастроэнтерологии клиники ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России на ДД.ММ.ГГГГ, подал заявление ответчику о выдаче именных направлений на получение бесплатных проездных документов. Указанные направления выданы не были, в связи с чем истец был вынужден приобрести авиабилеты за свой счет для себя и сына по маршруту Якутск - Санкт-Петербург - Якутск на общую сумму 48 000 рублей. Пребывание в стационаре было продлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истец поменял билеты с ДД.ММ.ГГГГ на декабря 2019 года, доплатив 12 000 рублей.
Просил суд взыскать с ответчика убытки в размере 60 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, услуги представителя в размере 20 000 рублей, почтовые расходы в размере 207, 04 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежаще.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Материалами дела установлено, что Гаврильев И.А. приходится отцом несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком-инвалидом (справка МСЭ-2013 N).
Несовершеннолетнему ФИО1 клиникой ФГБОУ ВО "Санкт- Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения было выдано направление на госпитализацию в г. Санкт-Петербурге на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец Гаврильев И.А. в интересах сына обратился в ГУ - РО ФСС РФ по PC (Я) с заявлением о выдаче именных направлений на получение бесплатных проездных документов по форме, предоставленной ответчиком. Ответчик письменного ответа на указанное заявление истцу не предоставил.
Гаврильев И.А. самостоятельно приобрел авиабилеты к месту госпитализации сына и обратно на себя и ребенка по маршруту Якутск - Санкт- Петербург - Якутск общей стоимостью 48 000 рублей, с датами вылета ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписного эпикриза следует, что несовершеннолетний ФИО1 находился в стационаре гастроэнтерологического отделения ФГБОУ ВО "СПбГПМУ" Минздрава России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для обследования и лечения.
В связи с тем, что пребывание в стационаре было продлено, истец поменял билеты с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, доплатив 12 000 рублей.
Из маршрутных квитанций электронных билетов и посадочных талонов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1 и сопровождающий его отец Гаврильев И.А. совершили перелет по маршруту Якутск - Санкт-Петербург - Якутск, стоимость билетов составила 60 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику о компенсации понесенных расходов, самостоятельно произведенных на приобретение проездных документов.
ДД.ММ.ГГГГ Региональным отделением направлен ответ о том, что компенсация гражданам расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, исходил из требований ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, других нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Суд пришел к выводу, что отказ ГУ - РО ФСС РФ по PC (Я) в предоставлении ребенку-инвалиду ФИО1 и сопровождающему его отцу Гаврильев И.А. бесплатного проезда к месту прохождения лечения и обратно является неправомерным, поскольку ребенок-инвалид ФИО1 имеет право на получение гарантированного законом набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, которое не поставлено в зависимость от источника финансирования медицинского лечения и осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Суд учел, что расходы на проезд к месту лечения и обратно были понесены Гаврильевым И.А. именно по причине необеспечения ответчиком ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатными проездными документами.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N124-ФЗ от24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
В Федеральном законе N178-ФЗ от 17 июля 1999 года в статье 6.1 предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют: дети-инвалиды.
В статье 6.2 данного закона указано, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В статье 6.3 указанного закона установлено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.5).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).
Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).
В пункте 4.4 Порядка установлено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2 гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, который действовал в период спорных правоотношений и до издания приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, вступившего в силу с 5 ноября 2019 г, которым утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В пункте 2 Административного регламента от 27 марта 2012 года N271н в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети- инвалиды.
Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 9 Административного регламента от 27 марта 2012 года N 271н).
Пунктом 11.2 Административного регламента от 27 марта 2012 года N271н установлен срок предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно. Эти документы должны быть предоставлены заявителю не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 названного административного регламента.
В пункте 14 Административного регламента от 27 марта 2012 года N271н указано, что для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон N 2, формы которых предусмотрены приложением N 1 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617.
В пункте 20 Административного регламента от 27 марта 2012 года N271н приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.
К таким основаниям отнесены: обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, имеющим право на получение государственной услуги в соответствии с административным регламентом; непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных Административным регламентом; отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; представление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения о порядке предоставления гражданам государственной услуги в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (за исключением срока предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно), перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно предусмотрены Административным регламентом от 21 августа 2019 года N 428, действующим в настоящее время.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента от 21 августа 2019 года N 428 при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается, считая их правильными.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.