Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года (дело N 2а-377/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года (дело N 33а-843/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении сведений на запрос прокурора и возложении обязанности предоставить запрашиваемые сведения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении сведений, указанных в запросе прокуратуры от 6 июля 2020 года, и возложить обязанность предоставить запрашиваемую информацию.
Требования мотивированы тем, что 6 июля 2020 года в адрес Администрации Осташковского городского округа направлен запрос о предоставлении в срок до 15 июля 2020 года персональных данных о лицах, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа по состоянию на дату исполнения запроса, а также должности руководителей учреждений подведомственных Администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и "данные изъяты" детей в составе информации, указанной в приложении N 1 к запросу.
Предлагалось также представить сведения: о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 года по дату исполнения запроса должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа, и не обратившихся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 года по дату исполнения запроса должности муниципальной службы в администрации, которыми поданы указанные уведомления, и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; о коммерческих организациях, расположенных на территории Тверской области, подавших в период с 1 июля 2018 года по дату исполнения настоящего запроса уведомления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
15 июля 2020 года прокурору отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, в связи с отсутствием в запросе решения о проведении проверки, в котором указаны цели, обоснования и предмет проверки.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации прокурор считает незаконным, поскольку запрос указанных сведений основан на положениях статей 6, 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 387, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 8 августа 2018 года N 485 "Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы".
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года административный иск прокурора удовлетворен в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения
В кассационной жалобе Администрация Осташковского городского округа просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указано, что требование прокурора о предоставлении персональных данных лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и "данные изъяты" детей и информации по обращению в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов и принятых решениях не отвечает требованиям статей 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Запрос прокуратуры не содержал указания на основание истребования сведений, а именно на решение о проведении проверки, в котором указаны цели, основания и предмет проверки, в связи с чем такой запрос не отвечал требованиям законности. Осташковская межрайонная прокуратура не вправе исполнять мероприятия в соответствии с Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, поскольку исполнителями данного нормативного акта являются прокуроры субъектов Российской Федерации.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Администрация Осташковского городского округа просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, доводы кассационной жалобы поддерживает в полном объёме, просила судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Частью 1 статьи 38 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона о прокуратуре предусмотрено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" закреплено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" при выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и "данные изъяты" детей обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и "данные изъяты" детей их общему доходу, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых данным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 378 в целях исполнения Федерального закона "О противодействии коррупции" утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы.
Согласно пункту 9 указанного Национального плана, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено предоставить Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 года.
Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы прокурорам поручено на постоянной основе проверять соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также законодательства о государственной и муниципальной службе в территориальных подразделениях органов исполнительной власти, органах государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 22 ноября 2013 года N 506, получение персональных данных осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также организационно распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации. Запросы о представлении персональных данных вправе подписывать Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители. Персональные данные могут быть получены прокурорами непосредственно при реализации полномочий, предоставленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 N 485, Осташковским межрайонным прокурором 6 июля 2020 года принято решение N 50 о проведении проверки в отношении органа местного самоуправления - Администрации Осташковского городского округа.
На основании данного решения в Администрацию Осташковского городского округа направлен запрос от 6 июля 2020 года N 23-2020 о предоставлении персональных данных лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Осташковского городского округа по состоянию на дату исполнения указанного запроса, а также должности руководителей учреждений, подведомственных администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и "данные изъяты" детей; сведений о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 по дату исполнения настоящего запроса должности муниципальной службы в администрации Осташковского городского округа, и не обратившихся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 по дату исполнения настоящего запроса должности муниципальной службы в администрации, которыми поданы указанные уведомления, и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; о коммерческих организациях, расположенных на территории Тверской области, подавших в период с 1 июля 2018 по дату исполнения настоящего запроса уведомления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Срок предоставления запрашиваемых требований установлен до 15 июля 2020 года.
По результатам рассмотрения запроса административным ответчиком подготовлен ответ от 15 июля 2020 года N 4268-12, которым прокурору отказано в предоставлении запрашиваемых сведений. Отказ мотивирован тем, что запрос не соответствует требованиям закона. Осташковский межрайонный прокурор не является исполнителем мероприятий по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции, указанных в Комплексном плане мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы. В запросе отсутствуют сведения о наличии решения о проведении прокурорской проверки в связи с поступившей в прокуратуру информацией о фактах нарушения закона, в котором были бы указаны цели, обоснования и предмет проверки.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что запрашиваемые сведения необходимы прокурору для осуществления на постоянной основе мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, запрос осуществлен в рамках проводимой прокуратурой проверки соблюдения и исполнения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в ходе реализации плановых проверочных мероприятий, установленных Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, в полном соответствии с требованиями Федерального закона о прокуратуре, Федерального закона о персональных данных, в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на прокурора полномочий. Отказ Администрации Осташковского городского округа в предоставлении запрашиваемых сведений, является незаконным, создает препятствия в реализации полномочий прокурора в области противодействия коррупции, установленных федеральными законами, а также приказами Генерального прокурора Российской Федерации и нарушает интересы Российской Федерации.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на ином применении и толковании норм материального права, они были предметом судебных разбирательств и обоснованно признаны судами несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.