Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Толкачевой А.В. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2021 г, которым удовлетворены требования прапорщика запаса Фарниева Артура Гамболовича о признании незаконными действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных порядком начисления доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Лыкова А.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фарниев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с отказом произвести перерасчет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период несвоевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с 27 декабря 2008 г. по 26 сентября 2016 г.
В связи с этим истец просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину недоначисленного ему дохода от инвестирования названных накоплений за указанный период и истребовать эти денежные средства из Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает на то, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, законом не предусмотрено, так как военнослужащим законодательно не гарантировано наличие инвестиционного дохода на их индивидуальных накопительных счетах, ввиду того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу. Поэтому рассчитать предполагаемый доход участника НИС за период, предшествовавший включению его в названный реестр и открытию на его имя накопительного счета, не представляется возможным.
Представитель ответчика также утверждает, что Фарниевым А.Г. пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявлением, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав ему стало известно 9 января 2017 г. при его уведомлении о включении в реестр участников НИС. При этом истец имел возможность получать сведения о средствах, учтенных на его именном накопительном счете, однако этого не сделал.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в решении суда не отражены возражения Министерства обороны Российской Федерации относительно заявленных истцом требований и им не дана соответствующая оценка, как и доводу о необходимости исключения указанного военного ведомства из числа административных ответчиков.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 15 ст. 15 названного закона предусмотрена возможность реализации право военнослужащих на жилище в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" путем участия в НИС, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции, действовавшей в период возникновения у административного истца основания для включения в НИС, к участникам накопительно-ипотечной системы относились прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание. Эти обстоятельства, исходя из подп. 3 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являлись основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС.
Из материалов дела видно, что в декабре 2005 года Фарниев А.Г. заключил первый контракт о прохождении военной службы, а в 2007 году ему присвоено воинское звание "прапорщик".
Из изложенного следует, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС по достижении общей продолжительности военной службы по контракту три года, то есть с декабря 2008 года, однако этого своевременно сделано не было.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с частью 1 ст. 14 названного Федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Судом первой инстанции установлено, что Фарниев А.Г, подлежащий обязательному включению в реестр участников НИС с декабря 2008 года, по причине нераспорядительности воинских должностных лиц был включен в указанный реестр только в сентябре 2016 года с датой возникновения основания для этого - 26 декабря 2008 г, после чего на его имя был открыт именной накопительный счет. В связи с этим доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения истца начислялся и учитывался с 4 квартала 2016 года.
При таких обстоятельствах несвоевременное включение Фарниева А.Г. в реестр участников НИС привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения без учета дохода от их инвестирования, что существенно снижает размер указанных накоплений, и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
Согласно подпункту 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 13 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину не начисленного на накопительный счет Фарниева А.Г. инвестиционного дохода и истребовать эти денежные средства от Министерства обороны Российской Федерации для их перечисления административному истцу.
То обстоятельство, что несвоевременное включение Фарниева А.Г. в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника НИС на получение в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения, которые предусмотрены Законом.
Утверждение представителя Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС несвоевременно включенных в реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Что же касается доводов жалобы о пропуске истцом предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд с заявлением, и необходимости в связи с этим применения судом последствий данного пропуска, то судебная коллегия при его оценке исходит из следующего.
Согласно части 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что приказами командира войсковой части N от 20 января 2020 г. N 2 Фарниев А.Г. уволен с военной службы по истечении срока контракта и от 27 февраля 2020 г. N 63 исключен из списков личного состава воинской части с 29 февраля того же года.
После исключения из реестра участников НИС Фарниеву А.Г. 24 ноября 2020 г. перечислены его накопления для жилищного обеспечения в размере 3 243 504 руб. 75 коп, что подтверждается платежным поручением от 24 ноября 2020 г. N 281167.
Таким образом, о предполагаемом нарушении своего права, связанного с размером предоставленных накоплений, исчисление которых в оспариваемый период произведено без учета инвестиционного дохода, истцу стало известно не ранее 24 ноября 2020 г.
Фарниев А.Г. обратился в суд 16 февраля 2021 г, то есть в пределах процессуального срока, установленного ст. 219 КАС РФ. Поэтому оснований для применения в отношении истца положений части 8 ст. 219 КАС РФ не имелось.
Вопреки доводам автора жалобы, получив уведомление о включении в реестр участников НИС 9 января 2017 г, истец не знал о том, что перерасчет накоплений ему произведен не будет.
Сама же по себе возможность получать сведения о средствах, учтенных на именном накопительном счете истца, не влияет на правильность данного вывода, поскольку вплоть до перечисление его накоплений для жилищного обеспечения, то есть исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению, Фарниеву А.Г. достоверно не было известно о том, что накопления для жилищного обеспечения в оспариваемый период начислялись без учета дохода от их инвестирования.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, в отношении административного истца, являвшегося военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом выступает одновременно в качестве федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и уполномоченного федерального органа, осуществляющего учёт накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников.
С учетом изложенного суд первой инстанции определением от 5 апреля 2021 г. правомерно принял решение о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к участию в деле в качестве административного соответчика.
То обстоятельство, что в нарушении пункта 3 ст. 180 КАС РФ в описательной части решения суда не содержатся возражения административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации, в силу части 5 ст. 310 КАС РФ не является основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним лишь формальным соображениям. При этом судебная коллегия учитывает, что доводы изложенные в возражениях представителя Министерства обороны Российской Федерации на административный иск соответствуют доводам содержащимся в апелляционной жалобе, соответствующая оценка которым дана судом апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2021 г. по административному исковому заявлению Фарниева Артура Гамболовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.